Если ребенок рассеянный

Содержание

Что делать, если у ребенка синдром рассеянного внимания

Ребенок с проблемами концентрации внимания должен пройти коррекционное лечение. Методов много, но обычно используется комплексный подход:

  • Упражнения с психологом. Занятия обязательны, они помогут научить малыша концентрироваться и быть более спокойным.
  • Прием лекарств. Назначают препараты при серьезных нарушениях.
  • Режим дня. Дисциплина поможет бороться с рассеянностью.
  • Общение с родителями. Взрослые должны помогать бороться с синдромом. Простые обязанности по дому для дошкольника помогут лечить рассеянность.

Рассеянность встречается у гиперативных детей

Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

При формировании личности дошкольника внимание задействовано во всех процессах жизни. Начиная с младенчества, малыш овладевает непроизвольным вниманием. С 1 года внимание развивается под руководством взрослых, которые направляют его в нужное русло.

С 5 лет малыш может сам контролировать свое внимание. На него очень сильно влияет эмоциональное и психическое состояние. Усидчивость и сосредоточенность помогут устранить причины плохой памяти.

Важно! Следствием гиперактивности может быть рассеянное внимание.

Возможные причины и симптоматика рассеянности

Рассеиваться внимание может из-за заболеваний, напряженной обстановки дома, проблем с нервной системой. Это может способствовать быстрому утомлению и переключению с одной деятельности на другую.

Для определения, есть ли болезнь, нужно провести исследование или понаблюдать за малышом:

  • Не может усидеть на месте.
  • Меняет род занятий.
  • Нет концентрации при выполнении простых заданий.
  • Забывчивость.
  • Теряет вещи часто.
  • Бросает начатое.
  • На уроках справляется с заданиями позже всех.

Если симптомы постоянно проявляются, то следует задуматься о здоровье чада.

Проблемы диагностики СДВГ

СДВГ – это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Врачи и педагоги имеют мало информации о данном заболевании, поэтому диагностика усложняется. Часто этот диагноз ставят, имея характеристику других заболеваний. Квалифицированные специалисты находятся при институтах, которые занимаются изучением специфики данного заболевания.

Признаки СДВГ у детей

Основными признаками считаются:

  • Импульсивность.
  • Нарушение внимания.
  • Гиперактивность.
  • Недовольство при выполнении заданий, связанных с умственной деятельностью.
  • Забывчивость.
  • Беспокойство.
  • Активность без цели.
  • Болтливость.
  • Ощущение, словно малыш находится на подзарядке энергии.
  • Лезет без очереди.
  • Мешает окружающим.

Как диагностируется синдром рассеянного внимания

Диагностировать данное заболевание тяжело, ведь оно сопровождается психологическими расстройствами, неправильным воспитанием. Можно выделить способы диагностики:

  • Анкеты с вопросами для ребенка, родителей и педагогов.
  • Наблюдение.
  • Обследование психологом.
  • Обследование другими врачами для нахождения дополнительных заболеваний.

Диагноз подтвердят, если активность мешает малышу учиться, симптомы были замечены в младшем возрасте и в любом месте пребывания.

Оба родителя должны уделять время ребенку

Главный признак СДВГ — рассеянность и забывчивость

Для правильного развития личности необходима мотивация со стороны родителей. Постоянный контроль человека за своим поведением улучшает уровень концентрации.

Рассеянность и забывчивость – признаки СДВГ. За ребенком можно заметить состояние постоянно «витающего в облаках». Низкая концентрация и переключение внимания с одного занятия на другое являются симптомами заболевания.

Неврологические и другие нарушения

Различные нарушения концентрации могут быть следствием проблем со здоровьем:

  • Плохое кровообращение.
  • Остеохондроз.
  • Опухоли, проведенная химиотерапия.
  • Болезнь Альцгеймера.
  • Депрессия.
  • Эпилепсия.
  • Мигрени.
  • Анемия.
  • Бессонница.
  • Плохая наследственность.
  • Нехватка витаминов.
  • Плохой слух или зрение.

Что делать родителям невнимательного ребенка

Родители должны обращать больше внимания на своего ребенка. Это поможет выявить проблему на ранних стадиях и быстро устранить ее. Заучивание стихов, песен способствует развитию памяти. Во время занятий обстановка должна быть спокойной, нужно выключить посторонние предметы (телевизор) и заниматься только чадом. Дети чувствуют, когда с ними лукавят, потому отдаваться нужно полностью.

Ребенку нужно давать возможность делать выбор, самостоятельность еще никого не испортила. Развивающие игры, картинки тренируют память.

Совместные игры с мамой

Какие проблемы провоцирует синдром рассеянного внимания

Если не лечить это заболевание, малыш в коллективе может стать изгоем или предметом шуток и насмешек. Постоянные депрессии и эмоциональная неустойчивость повлекут за собой неврологические заболевания. У ребенка может понизиться самооценка и появятся трудности во время обучения.

Справиться с рассеянностью и невнимательностью помогут родители. Именно они должны увидеть в поведении малыша скрытую проблему и направить все усилия на ее решение.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Признаки синдрома рассеянного внимания

Впервые такой диагноз был поставлен еще в 1854 году. Сделал это немецкий врач Генрих Хоффман. Для этого состояния характерно нарушение умственной деятельности (в частности низкая концентрация внимания). Синдром рассеянного внимания у детей сопровождается также социальными проявлениями (малыш чрезвычайно активен, что мешает окружающим детям и педагогам, либо, наоборот, слишком замкнут, что также затрудняет процесс обучения). То есть чаще всего выявляют и диагностируют проблему в школьном возрасте. Хотя зачастую заподозрить ее наличие можно еще в первые годы жизни ребенка.

Какие признаки говорят о том, что у ребенка СДВГ? Их достаточно много, и комбинироваться у одного ребенка они могут по-разному. Среди основных симптомов выделяют следующие:

  • при выполнении какого-либо задания (как в школе, так и дома) ребенок не может надолго концентрировать внимание;
  • у него очень низкая самоорганизация, страдает самоконтроль;
  • налицо неусидчивость, ребенок постоянно крутится, отвлекается на посторонние предметы;
  • он не слушает говорящего, часто не понимает сказанного;
  • склонен к беспорядку в комнате, среди вещей, игрушек, на рабочем столе;
  • ему сложно соблюдать требования и правила;
  • он забывчив, что связано в данном случае с нарушением именно внимания, а не памяти;
  • практически никогда такой малыш не завершает начатого;
  • рассеян, постоянно что-то теряет или забывает, куда положил вещь;
  • непослушен, часто делает все назло, шумит;
  • характеризуется повышенной тревожностью;
  • ему сложно общаться с окружающими, часто случаются конфликты, непонимание, вызывающее поведение;
  • двигательная активность зачастую повышена, малышу сложно спокойно усидеть на месте, он постоянно дрыгает руками, ногами;
  • ребенок неаккуратен, неуклюж в движениях, небрежен, не обращает внимания на мелкие детали;
  • такой ребенок весьма разговорчив, но при этом ему сложно долго говорить на одну тему; в общении он навязчив, что зачастую трактуется как невоспитанность, перебивает собеседников, отвечает, не дослушав вопроса;
  • малыш нетерпелив, ему тяжело дождаться своей очереди, наступления какого-либо события, прихода транспорта и т. д.;
  • такому ребенку сложно учиться, при всех способностях он не может воспринимать информацию полноценно из-за повышенной отвлекаемости, даже если ему интересно;
  • стремится быть лидером, но не может завоевать авторитета среди сверстников;
  • зачастую имеет сложности с письмом.

Заметить признаки рассеянного внимания можно уже на первом году жизни малыша, когда он проявляет повышенную двигательную активность. При этом концентрация внимания на предметах или действиях очевидно ниже, чем должна быть в этом возрасте. В возрасте 3–4 лет у таких малышей часто отмечаются речевые нарушения.

Синдром рассеянного внимания не всегда имеет форму СДВГ. Довольно часто такие дети излишне спокойны и пассивны, но при этом недовольны окружающими и весьма своенравны.

Заметив у ребенка нарушения внимания, не спешите бежать к неврологу, причитая: «У нас, наверное, СДВГ». Зачастую проблемы с вниманием не связаны с диагнозом и обусловлены довольно банальными причинами, устранить которые несложно. Об этом –далее.

Почему страдает внимание?

Итак, прежде чем заподозрить у своего ребенка синдром рассеянного внимания, проанализируйте условия его жизни, питания, воспитания, режим активности. Зачастую нарушение внимания провоцируется внешними факторами либо вовсе бывает надумано родителями.

  • Внимание ребенка развивается с возрастом. Чем он младше, тем сложнее ему концентрироваться на чем-то долго. Возможно, родители просто чересчур требовательны к своему крохе. Можно проконсультироваться с доктором на предмет того, какова нормальная концентрация внимания у детей в конкретном возрасте.
  • Чрезмерная родительская опека приводит к тому, что малыш понимает: за него все могут сделать взрослые. Зачем напрягаться, тренируя какие-то навыки? Произвольное внимание в таком случае также не совершенствуется.
  • Витаминно-минеральный дисбаланс как результат неправильного питания или плохой экологии может привести не только к слабости или снижению иммунитета, но и к рассеянности.
  • Отсутствие установленного распорядка дня не только приводит к дисгармонии в работе нервной системы малыша, но и снижает успеваемость, влияя на концентрацию внимания.
  • Повышенные нагрузки (умственные, эмоциональные, физические) также часто являются причиной рассеянности.
  • Физиологические заболевания ослабляют организм. После них ребенку нужен восстановительный период, чтобы все органы и системы начали работать в нормальном режиме, в том числе пришло в норму внимание.
  • Рассеянность часто возникает в качестве защитной реакции на усталость, стресс, утомление, страх. Если ребенок ненавидит математику, то при одной мысли о решении задачки его внимание рассеивается.
  • Зачастую дети выказывают рассеянность, когда в процессе какой-то деятельности возникает более привлекательный для них фактор. Например, во время выполнения им домашних уроков пришли гости с подарками. Поэтому для сосредоточения детям нужна правильная обстановка и подходящее время.

Почему возникает заболевание?

Во всех этих случаях внимание детей приходит в норму, если нормализуются нарушенные условия. А когда есть смысл подозревать медицинский диагноз? Почему возникает синдром рассеянного внимания как заболевание? Единой причины здесь нет, но существует несколько факторов, способных спровоцировать его возникновение.

  • Наследственность. Особенности гена, отвечающего за поведение человека, могут стать причиной СДВГ.
  • Неблагоприятная экология. Этот фактор способен провоцировать самые разные заболевания. Синдром рассеянного внимания – одно из них.
  • Резус-конфликт во время беременности.
  • Сложная беременность, сопровождавшаяся заболеваниями матери, внутриутробными инфекциями, гипоксией плода.
  • Асфиксия, родовые травмы, длительные и трудные роды.
  • Негативные привычки матери (курение, алкоголь, наркотики).
  • Черепно-мозговая травма ребенка.
  • Заболевания, связанные с серьезным повышением температуры, которые кроха перенес на первых месяцах жизни.
  • Болезни органов ребенка (сердца, головного мозга).

Соответственно, основные меры профилактики синдрома рассеянного внимания связаны с состоянием женщины во время беременности. Ей необходимо полноценно питаться, отказаться от вредных привычек, принимать витаминные комплексы, по возможности обследоваться и пролечить существующие проблемы до наступления беременности. После рождения малыша мамочке важно беречь его от серьезных травм, заботиться о здоровье крохи.

Как лечить?

Сегодня широко распространен миф, что ребенок попросту перерастает такой диагноз годам к 12–13. На самом деле это справедливо лишь для половины детей. И если проблемой не заниматься, перспективы у взрослых не самые радужные. Статистически установлено, что они намного чаще других людей бросают учебу, попадают в аварии, получают травмы, не имеют друзей, становятся игроманами. Девочки намного чаще беременеют в раннем возрасте.

Взрослые с СДВГ не могут проявить себя на работе, поэтому часто ее меняют, имеют низкий социальный статус и весьма посредственный – материальный, склонны к употреблению наркотических и психотропных веществ. Для взрослого это становится причиной не только проблем в профессиональной и личной жизни, но и бесконечных визитов к психиатру.

Отсюда вывод: заниматься коррекцией рассеянного внимания в детском возрасте можно и нужно. Но как?

К таким детям необходим комплексный подход: подходящий режим дня и обучения, правильное воспитание (такие детки требуют гораздо большего внимания и любви родителей), тренинги с психологом, обеспечение полноценного питания, физической активности, достаточного отдыха, положительных эмоций. При необходимости (а она в подобных случаях возникает довольно редко) – медикаментозная терапия. Да, это сложно. Но при должном упорстве родителей у деток с синдромом рассеянного внимания есть все шансы нормализовать произвольное внимание, вырасти успешными, гармоничными личностями.

Что нужно делать?

Немалую часть работы будет проводить психолог, поэтому имеет смысл найти компетентного специалиста, авторитету которого родители будут полностью доверять. Однако и на них самих ложатся ответственные обязанности по коррекции нарушения внимания малыша.

Итак, что могут делать в таких случаях родители? Вот несколько полезных советов для них.

  1. Разработайте и соблюдайте режим дня (по крайней мере, его ключевые моменты: подъем, укладывание на ночь, прием пищи, время игр).
  2. Пусть у ребенка будут его бытовые обязанности, соответствующие возрасту. При этом не делайте вместо него то, с чем он моет справиться самостоятельно, не потакайте всем его прихотям и капризам. Он может убирать за собой со стола, мыть посуду, застилать свою кровать, убираться в комнате. Чаще просите его помогать вам в делах: полить цветы, покормить кота, налепить пирожков и т. д.
  3. Предоставляйте своему чаду больше самостоятельности. Давайте проявить себя, не опекайте чрезмерно. Принимайте с ним совместные решения, обсуждайте возникающие семейные вопросы, советуйтесь с ним.
  4. Не оставляйте его наедине с собственными проблемами, предлагайте помощь в их решении, но не решайте и не делайте ничего вместо него.
  5. Обязательно подберите для ребенка физическую нагрузку. Это может быть спортивная секция, не предусматривающая сильных стрессов вроде соревнований.
  6. За несколько часов до сна исключайте чрезмерные эмоциональные или физические нагрузки. Занятия в эти часы должны быть спокойными, способствовать расслаблению (рисование, чтение, настольные игры, лепка, конструирование).
  7. Играйте с ребенком вместе: стройте, лепите, раскрашивайте, постоянно мягкими обращениями возвращая внимание малыша к работе, если он отвлекается (посмотри, как получается, подай детальку, давай докрасим вот тут).
  8. Занимайтесь развивающими играми на повышение концентрации внимания (это могут быть специальные наборы карточек, мозаика, конструктор, пазлы). Такие игры могут быть и словесными: мама называет признаки предмета, а ребенок находит его среди окружающих вещей.
  9. Помогите школьнику понять сложный предмет: объясняйте, рассуждайте вместе с ним. При этом на время выполнения заданий уберите и выключите все, что может его отвлечь.
  10. Всегда хвалите малыша! Любое его достижение, даже самое малое, достойно вашей гордости. Единственное табу – не хвалите просто так, без основания.

Ну и самый последний совет: не требуйте от своего чада невозможного, давайте ему время на отдых и расслабление, любите и принимайте таким, каков он есть. Тогда хватит сил и терпения у вас, а результаты ребенка в повышении произвольного внимания будут намного выше.

Когда недавно моя дочь оставила возле магазина велосипед и вспомнила про него только поздно вечером, я поняла – нужно что – то предпринимать. До этого был оставлен в кабинете школы (спасибо учителям – вернули) мобильный телефон, потеряно несметное количество карандашей, ручек и прочих мелочей. К тому же узнать, когда будет родительское собрание, на что собирают деньги в родительском комитете, в какое время будет проходить экскурсия – просто нереально. Мой ребенок ничего этого не помнит, как и многие другие дети в ее классе. Хотя учительница много раз повторяет одно и то же. В чем же причина такой рассеянности, и что делать родителям? Поговорим об этом.

Основные причины рассеянности детей

В дошкольный период не так были заметны моменты, когда ребенок был невнимательным. Но в школе такая проблема стала действительно явной. Нередко причины могут идти из глубокого детства, но есть и другие, приобретенные в более взрослом возрасте.

Нехватка внимания со стороны взрослых + гиперактивность

  1. Если у малыша есть такой диагноз, то он не может задерживать внимание на одном предмете долго. Максимум 10 – 15 минут. Школьные уроки превращаются в пытку, ведь высидеть 40 минут просто не представляется возможным.
  2. Такие дети очень неусидчивы и совершенно невнимательны. Импульсивность часто становится причиной забывчивости и отсутствия концентрации.
  3. Дома выполнение уроков постоянно сопровождается плачем, переписыванием конспектов и непониманием самых простых тем школьной программы. Происходит это по причине того, что школьник не слушает учителя, а занимается своими делами или активно общается с соседом по парте. Его внимание не фокусируется на предмете изучения.
  4. Если не предпринимать никаких действий при первых признаках, которые проявляются еще перед походом в первый класс, то контролировать учебный процесс более старших детей взрослым станет практически невозможно.
  5. Внимание родителей часто бывает недостаточным. Многие заняты исключительно добыванием средств к существованию, постоянно уставшие и измотанные, находящиеся на грани развода. Детьми заниматься некогда. В итоге ребенок, предоставленный сам себе, начинает переживать глубокую личностную драму, чувствуя себя ненужным и не любимым. Откуда же тут взяться желанию учиться и быть внимательным?

Совет: родителям необходимо приложить массу усилий, чтобы научить малыша усидчивости. Если этого не сделать в начальных классах, то потом ребенок просто не справиться с программой в старшей школе.

Проблемы со здоровьем

Болезненность детей в наше время уже стала едва ли не нормой. Иммунитет низкий, защитные силы организма слабые. В результате постоянные вирусы, простудные заболевания и многие другие, нередко весьма серьезные недуги.

Ребенку, постоянно находящемуся под воздействием различных лекарств, не хватает сил, чтобы быть активным и сконцентрированным. Вялость, быстрая утомляемость и рассеянность становятся постоянными ежедневными спутниками.

Совет: старайтесь не закармливать малыша таблетками и микстурами. Сделайте упор на свежие фрукты и овощи, закаливание, режим дня, занятия спортом и ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Особенности ЦНС

  • У всех детей центральная нервная система (ЦНС) может быть разной. Если нервная система подвижная, то ребенку несложно переключать быстро внимание и схватывать, запоминать любую информацию, согласно его возрасту.
  • Но когда нервы слабые, малыш не успевает быстро сконцентрироваться. Ему тяжело быстро усвоить сказанное учителем или родителями. А иногда тяжело выполнить не только просьбу, но и уроки делаются до самого позднего вечера.

Совет: в зависимости от состояния психики и нервной системы, а также индивидуальных особенностей ребенка, вам необходимо научиться правильно планировать его занятия и весь режим дня. Важно, чтобы учеба и отдых чередовались, а сын или дочь могли отдохнуть.

Негативная обстановка в семье

  1. Если в доме постоянно выясняют отношения, неуважительно относятся друг к другу, то такое поведение старших несомненно сказывается на поведении и состоянии детей.
  2. Вместо того, чтобы думать об уроках и своих детских заботах, ребенок постоянно прислушивается, не начинается ли новый скандал. Постепенно это входит в привычку. Такие дети плохо развиваются как личности, нередко отстают в развитии от своих сверстников психически и физически.
  3. Агрессия, проявленная в сторону детей, да еще и регулярно, делает их замкнутыми и нелюдимыми. Дети перестают обращать внимание на внешний мир, а больше концентрируются на своем внутреннем состоянии. Нередко причиной невнимательности становится страх.

Совет: родителям в таком случае срочно требуется пересмотреть свое поведение и принимать меры. Для начала немедленно прекратить скандалы в доме, подумать не о своих настроениях, а о ребенке.

Отсутствие рабочего места

Иногда в квартире мало места, особенно, если в семье много детей. Элементарно у школьника нет своего стола, спокойной обстановки для выполнения уроков и отдыха.

Если ребенок делает уроки на кухне или в гостиной, то его могут постоянно отвлекать посторонними разговорами. Работающий круглосуточно телевизор очень мешает сосредоточиться на выполнении заданий.

В итоге дети перестают на подсознательном уровне вкладывать свои силы в учебный процесс. Такое же поведение проявляется не только при выполнении уроков и в школе, но и в личном общении. Ребенок становится крайне рассеянным, забывает убрать за собой вещи, помыть посуду, приготовить нужные книги и тетради в школу на следующий день.

Совет: с самого первого класса родителям следует не только продумать, где будет индивидуальное рабочее место ребенка, но и помочь ему организовать свое пространство. А также никакие посторонние раздражители не должны мешать малышу делать уроки: телевизор, музыкальный центр должны быть выключены.

Слишком большие нагрузки (физические и эмоциональные)

  • К сожалению, в наши дни школьная программа нередко требует от детей максимальной отдачи. Не все справляются с такой нагрузкой. Иногда уроки приходится выполнять до самого позднего вечера. В результате нарушается режим дня, ребенок не высыпается.
  • Постоянная нервозность, напряжение, непонимание учебного материала заставляют детскую психику именно при помощи рассеянности и невнимательности (они выполняют функцию защиты) отгораживаться от слишком большого пласта информации.
  • Огромную роль играют гаджеты. Вместо прогулки на свежем воздухе, сын или дочь опять-таки получают новую информацию из телефона. Мозг работает постоянно в максимально активном режиме. Нервная система истощается.
  • Некоторые родители к тому же стараются заполнить весь день своих детей: записывают их на все кружки. Дети элементарно выматываются, и к концу дня устают не хуже взрослых. В результате может наступить перевозбуждение и бессонница, плаксивость и все та же рассеянность.

Совет: родителям необходимо учитывать состояние психики своих детей и научиться грамотно распределять нагрузку. Если вы видите, что ребенок перестает справляться, оставьте из 3-х кружков один, но самый любимый, ограничьте время пользования мобильным телефоном и компьютером. Не забывайте проконтролировать соблюдение режима дня.

Когда нет мотивации

  1. Учиться неинтересно, ходить на кружки не увлекательно. Знакомая ситуация? Уроки делаются наспех, как попало, для родителей и учителей, чтобы лишний раз не трогали.
  2. Особый интерес вызывает только компьютер, общение с друзьями.

Невозможно вырастить самостоятельного человека с активной жизненной позицией в данном контексте. Необходимо искать и находить интересные стороны в учебе. Без помощи взрослых здесь не обойтись, ведь ребенку все кажется скучным и неважным. А выражается это в полном отсутствии заинтересованности, внимания и концентрации.

Все причины вполне узнаваемы практически каждым из нас. Вопрос об устранении рассеянности у ребенка должен подниматься как можно раньше, но при этом нужно учитывать все тонкости развития детского организма, исходя из вопросов конкретного возраста.

Важно не усугубить положение, не внести в жизнь сына и дочки дополнительный стресс, психологическую или эмоциональную травму.

Что нельзя делать родителям

От незнания и, нередко, от безысходности многие взрослые начинают перекладывать ответственность на ребенка. Постоянно обвиняют его, читают целые лекции по поводу невнимательности. Впоследствии маленький человек начинает чувствовать себя неправильным и безнадежным.

Он начинает все время нервничать и беспокоиться, что забудет, не успеет, не вспомнит вовремя. Чувство вины его полностью изматывает, а чувство несоответствия родительским ожиданиям делает несчастным. Результат получается плачевный. Специалисты в области детской психологии выработали простую памятку для родителей в данной ситуации.

  1. Не ругать.
  2. Не насмехаться (“Посмотри на кого ты похож – опять забыл помыть свою обувь и обул не те туфли в школу” – так воспитаете комплекс неполноценности).
  3. Не сравнивать с другими детьми (“Вася вон какой молодец, а ты ничего не помнишь как всегда” – этого ребенку говорить нельзя никогда).
  4. Не наказывать. (Физическими и моральными карами вы доведете своего ребенка до состояния невроза).
  5. Не перегибайте. (Не следует ходить сзади за чадом и выполнять его обязанности, следить и контролировать постоянно).

Вы должны понимать, что рассеянность и невнимательность могут иметь основную причину – ваши педагогические недоработки и нежелание воспринимать ребенка таким, какой он есть. Эти недостатки должны решаться не детьми самостоятельно, а всей семьей, во главе с папой и мамой.

Общие рекомендации

  • Если ребенок страдает от отсутствия концентрации, то нужно показать при необходимости неврологу и психологу. Специалисты помогут выяснить основные причины и способы избавления от них.
  • Обеспечьте режим дня, рабочее место. Не следует оставлять детей в одиночестве со своими проблемами. Помогайте в учебе, но при этом не делайте домашнее задание за школьников.
  • Приучите сына и дочь проверять написанное им дополнительно. Вторичная проверка приучит их вовремя находить неточности и ошибки. Не забывайте хвалить и поощрять за самые небольшие успехи.
  • Создавайте мотивацию. Объясняйте, что компьютерные игры – это далеко не все, чего стоит добиваться в жизни. Сначала делаются первостепенные дела, а затем второстепенные. Помогите организовать свой день.
  • Подключите дополнительные занятия: собирайте вместе пазлы, развивающие внимание, рекомендуется учить наизусть стихи или описывать картинки с нарисованными предметами по памяти. Вы можете заранее написать текст с ошибками и попросить ребенка его проверить. Проводите занятия в игровой форме.

Причины детской рассеянности и невнимательности

Как правило, о неумении ребенка концентрировать внимание, о его неспособности сосредоточиться родители узнают тогда, когда он становится школьником. Именно в это время, требующее от малыша особой усидчивости, начинают раскрываться незнакомые ранее проблемы. И невдомек взрослым, что фундамент для них заложили много лет назад они сами и что ребенок зачастую в этом не виноват. Среди наиболее распространенных причин детской невнимательности выделяют следующие:

  • Ребенок страдает синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Дети с таким диагнозом в принципе не способны долгое время сосредотачивать на чем-либо свое внимание, они неусидчивы и импульсивны. Как правило, эта особенность выявляется еще в детсадовском возрасте, но если не обращать на нее внимания, то с возрастом корректировать поведение ребенка с СДВГ будет очень проблематично.
  • У ребенка слабое здоровье. Он регулярно болеет, его постоянно атакуют вирусы. Все силы уходят на борьбу с недугами, а на удержание внимания уже ничего не остается.
  • Сказываются особенности детской нервной системы: чем она подвижнее, тем легче ребенку переключать свое внимание, и наоборот – при слабой нервной системе маленький человек оказывается не в состоянии быстро менять форму деятельности и концентрироваться на ней.
  • В семье сложилась негативная эмоциональная атмосфера. Если взрослые постоянно ругаются, скандалят, выясняют отношения, то трудно ожидать от ребенка продуктивных занятий и успехов в развитии личностных качеств.
  • Родители не могут создать для ребенка рабочую обстановку. У него нет своего письменного стола, во время занятий его постоянно отвлекают разговорами или ему мешает работающий телевизор. Естественно, что при таких условиях школьник не будет относиться к учебе серьезно, соответственно, ему нет нужды тратить на нее свои личностные ресурсы, быть сосредоточенным и внимательным.
  • Большие физические и эмоциональные нагрузки. Утром ребенок идет в школу, где от него ждут исключительно положительных отметок, после занятий он встречается с тренером в спортивной секции или педагогом в изостудии, затем он должен помочь маме дома, после сделать уроки, а перед сном от него требуют прочитать несколько страниц книги из списка обязательной литературы. И так изо дня в день. Не каждый взрослый выдержит такой жизненный ритм. Неудивительно, что усталость рано или поздно берет свое, детская работоспособность приближается к нулю, и ребенок оказывается не в состоянии контролировать свое внимание.
  • Ребенок не заинтересован в каких-либо учебных занятиях, он не считает важным ничего из того, что от него требуют родители. Учиться ему скучно, он не понимает, почему уроки – это важно и нужно и зачем тратить на них время, когда в жизни есть немало других по-настоящему интересных занятий. Вот почему все обязательное ребенок делает наспех, как получится, не тратя ни грамма своего внимания на то, что считает несущественным. Зато после он сосредоточенно и увлеченно играет в компьютерные игры, демонстрируя чудеса усидчивости. Отсутствие мотивации способно свести на нет все усилия по воспитанию самостоятельной и ответственной личности.

Как видите, среди причин детской невнимательности нет сверхъестественных. Работа над ошибками вполне реальна, главное, чтобы она была адекватной и не причинила ребенку дополнительных психологических и эмоциональных травм.

Запрещенные приемы борьбы с детской невнимательностью

Многие родители, видя несовершенство собственного ребенка, понимают, что над развитием его личности можно и нужно работать. Но зачастую они выбирают самый легкий путь, перекладывая всю ответственность на него самого. В итоге весь процесс формирования у маленького человека усидчивости и концентрации внимания сводится к замечаниям и нравоучениям. Благие родительские намерения могут вылиться в лекцию на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», которая в лучшем случае не приведет ни к какому результату, а в худшем – усугубит ситуацию, сформировав у ребенка мнение, что он безнадежен, а значит, и стараться быть лучше ему незачем.

Детские психологи выделяют несколько «не», которыми должны руководствоваться любящие и понимающие родители, борясь с детской невнимательностью: не ругать, не надсмехаться, не наказывать, не сравнивать с другими детьми, не впадать в крайности, исправляя за ребенка ошибки или требуя от него по десять раз самостоятельной переделки чего-либо без помощи взрослых.

Уважаемые родители, нельзя ругать ребенка за то, что он такой, какой есть. Недопустимо высмеивать его недостатки. Нечестно ставить ему в вину ваши собственные промахи в воспитании. Если ребенок невнимателен и рассеян, то это не его вина, а ваша общая беда, с которой можно справиться вместе.

Как помочь ребенку стать внимательнее

На пути исправления ошибок взрослым нужно руководствоваться простым правилом: воспитывая ребенка, начинать надо с самих себя. Эта работа отнимет немало сил и времени, но результат того стоит. Впрочем, от родителей не требуется ничего особенного:

  • Показать ребенка психологу и неврологу. Возможно, детская неусидчивость и невнимательность имеют медицинскую причину. Чем раньше вы об этом узнаете, тем действеннее будут меры по корректировке поведения малыша.
  • Помогать ребенку учиться. Не выполнять за него работу, но и не оставлять его один на один с проблемами. Нужно быть рядом и хвалить за успехи, даже самые незначительные, чтобы ребенок поверил в собственные силы. А еще необходимо сформировать у него привычку самому перепроверять сделанное. За отсутствие ошибок по невнимательности – вручать символический приз.
  • Обеспечить адекватный режим дня. Как бы вам ни хотелось воспитать разносторонне развитого гения, физические и эмоциональные нагрузки на детский организм должны быть разумными. В противном случае не получится воспитать даже обычного, не испытывающего проблем со вниманием школьника.
  • Создать рабочую обстановку для занятий. Каждый ребенок имеет право на письменный стол, тишину в доме на время выполнения домашних заданий и уважительное отношение к своим занятиям родителей.
  • Следить за питанием ребенка. Нездоровая пища утомляет, недостаток витаминов расслабляет, а избыточное количество еды провоцирует лень, апатию и рассеянность.
  • Работать над мотивацией, параллельно обучая отделять важные дела от второстепенных. Конечно, для ребенка компьютерные игры интереснее уроков, но можно ему объяснить, что без знаний есть риск вообще остаться без компьютера, потому что технический прогресс требует людей умных и образованных.
  • Требовать, чтобы любое начатое ребенком дело доводилось до конца. Девиз «И так сойдет» должен стать в вашей семье табу как для детей, так и для взрослых.

Стоит отметить, что все эти усилия могут оказаться бесполезными, если не заниматься с ребенком ежедневными упражнениями на развитие внимательности. Они просты и не потребуют много времени и усилий, зато обеспечат вам хорошее настроение и приятное совместное времяпрепровождение.

  • Словесная игра «Найди предмет» или «Я вижу». Посмотрите, что вас окружает в комнате или на улице, и назовите пять-десять предметов на определенную буку.
  • Игра с буквами. Выберите длинное слово и из имеющихся в нем букв составьте как можно больше новых слов.
  • Напишите текст с ошибками и поручите ребенку найти их и исправить.
  • Соберите паззл.
  • Опишите картинку. Нужно обнаружить на рисунке как можно больше предметов и представить их список.
  • Учите наизусть стихи.
  • Играйте в шахматы или шашки.
  • Бродите по нарисованным лабиринтам и исключайте лишние предметы из логических цепочек.

Упражнения на тренировку памяти и концентрацию внимания можно придумывать самостоятельно, главное, чтобы они не были ребенку в тягость. Не менее важно, чтобы такие обучающие игры входили в распорядок дня постоянно, а не от случая к случаю. Лучше всего такие упражнения давать детям с самого младшего возраста, как только у них начинается осмысленное восприятие окружающего мира. Чем раньше ребенок начнет развивать свои умения сосредотачиваться, выделять частное из общего, выстраивать ассоциативные ряды, запоминать, отмечать детали, тем проще ему будет осваивать школьную программу.

В современном стремительно изменяющемся мире, переполненном огромным количеством информации, все труднее становиться оставаться внимательными и сконцентрированными даже взрослым людям, не говоря уже о малышах. Рассеянное внимание у детей сегодня становится чуть ли не нормой, и все чаще детские специалисты диагностируют синдром дефицита внимания, сокращенно СДВ.

Рассеянность у детей встречается достаточно часто

В медицинской практике первое описание этой проблемы относится к середине XIX века. Немецкий психолог Г. Хоффман создал собирательный образ маленького непоседы Фила и подробно объяснил причины возникновения СДВ и способы борьбы с этой болезнью.

Симптомы рассеянного внимания

Дети с СДВ отличаются гиперактивностью и подвижностью. Они не способны усидеть на месте даже некоторое время и заниматься одним и тем же делом, пусть бы оно было невероятно интересным для ребенка. Такие детишки все забывают, они неаккуратны и неуклюжи, не могут запомнить задание и тем более повторить его.

Рассеянность приводит к проблемам в учебе

Особенно ярко рассеянность внимания проявляется в начальной школе. Такой ученик будет бесконечно вертеться за партой, мешая своим соседям и учителю и срывая урок, хотя вовсе не желает этого. Обычно умный и талантливый непоседа не может до конца проявить свои способности. Стремление к лидерству тоже не дает результатов, ведь такой ребенок плохо ладит со своими сверстниками и обычно не обретает авторитет.

Таким образом, дети с рассеянным вниманием живут в постоянной дисгармонии с собой и окружающим миром. Они нуждаются в особенном уходе родителей и учителей, в индивидуальном подходе к воспитанию и учебе.

Отсутствие внимания обычно связано нейробиологическими расстройствами, проблемами со слухом или зрением, болезнями двигательного аппарата. Поэтому нужно уметь распознать, действительно ли ребенок страдает СДВ или он просто не желает выполнять, то, что от него требуется в силу других причин, например, лени.

Определение рассеянности и ее причины

Причины невнимательности

Из результатов исследований известно, что СДВ диагностируется приблизительно у 5% детишек в мире. Это достаточно большое количество, причем оно постоянно возрастает. Но на самом деле не найдется такого родителя, который бы не отметил невнимательность и рассеянность своего ребенка. Прежде чем делать какие-то выводы, надо проанализировать условия, в которых учится и отдыхает маленький человек, его режим и нагрузки, а также свое поведение и методы воспитания.

Вот несколько причин, вследствие которых ребенок может быть невнимателен и не собран.

Методы воспитания

Не следует сверх меры опекать свое любимое чадо. Если ребенок знает, что ему обязательно помогут и подскажут, и даже сделают задание вместо него, то ему незачем будет сосредотачивать внимание и тренировать свои навыки. В результате он не будет стремиться развиваться и совершенствоваться.

Режим дня

Для детей дошкольного возраста необходимо соблюдение определенного распорядка дня. Ребенок должен знать, в какое время он должен заниматься чтением книги или рисованием, а когда можно и просто поиграть во дворе с мальчишками.

Каждый ребенок должен иметь определенный режим дня

Научившись с детства правильно распределять свое время, он и во взрослой жизни будет собран и сконцентрирован.

Возраст

Чем младше ребенок, тем труднее ему удается задержать внимание. Но даже совсем маленький малыш способен концентрировать внимание на яркую игрушку или зажженную электрическую лампочку.

У подростков рассеянность провоцируют гаджеты

Особенности физиологии

Любые заболевания способны снизить внимательность ребенка. После перенесенной болезни должен пройти определенный восстановительный период и рассеянность внимания исчезнет.

Расстройства психики

Нарушения в работе головного мозга и сбои в деятельности нервной системы неизбежно влияют на концентрацию внимания малыша. Эти серьезные причины способен выявить только невролог.

Родителям не следует требовать от ребенка с психическими расстройствами особой внимательности. С такими детками занимаются в специальной группе по особой программе.

Защитная реакция

Часто рассеянность — это защитная реакция на стресс

Рассеянное внимание может быть вызвано защитной реакцией организма на страх, усталость или стресс. Если ученик не умеет решать уравнения по математике, то страх берет верх, и его способность сконцентрироваться во время контрольной работы резко снижается.

Нехватка витаминов в организме

Ненатуральные продукты питания, плохая экология и в то же время огромные физические и умственные нагрузки часто приводят к быстрой утомляемости, а вместе с ней и рассеянности внимания.

Нехватка витаминов приводит к рассеянности и отсутствию интереса ко всему

Отсутствие интереса

Очень часто родители и учителя отмечают рассеянность ребенка, которая моментально проходит, как только он начинает заниматься своим любимым делом. Если во время разучивания таблицы умножения в гости приходит подруга и приносит в подарок ребенку паровозик, совершенно нормально, что все внимание будет сконцентрировано на игрушке. Поэтому пытаясь удержать внимание ребенка на конкретном предмете, необходимо создавать соответствующую атмосферу.

Переизбыток впечатлений и информации у детей снижает внимание

Генетически заложенные факторы

Невнимательность может передаваться ребенку вместе с генами родителей. Если отец или мать страдают алкогольной зависимостью, или гиперактивны, а также в тех случаях, когда беременность проходила с осложнениями, может возникнуть СДВ.

Способы устранения СДВ

Только иногда, в особо тяжелых случаях, рассеянность внимания ребенка требует лечения с помощью лекарств. Обычно, если врач поставил диагноз СДВ, стараются обойтись применением средств, стимулирующих иммунную и нервную систему, и созданием определенных условий отдыха и учебы ребенка.

Чтобы малыш был собран и внимателен, родителям необходимо установить четкий режим дня. Прием пищи, время сна и физических упражнений должны быть расписаны заранее. Надо оставить два часа для свободных занятий, когда ребенок будет рисовать или строить домик для куклы.

У детей должны быть посильные обязанности по дому

У ребенка должен быть круг своих обязанностей. Не стоит по первому требованию помогать ему в их выполнении. Пусть он самостоятельно моет за собой посуду, застилает кровать и убирает свои игрушки. Детям следует давать больше самостоятельности. Это повысит внимательность ребенка и позволит ему проявить себя.

Но в то же время нельзя оставлять ребенка один на один с его проблемами. Он всегда должен чувствовать рядом плечо взрослого, надеяться на его помощь и совет в разрешении сложных ситуаций.

Пазлы учат концентрировать внмиание

С раннего детства надо проводить развивающие внимание занятия с малышом. Можно собирать кубики или детские пазлы. Если ребенок не удерживает внимание на чем-то одном, надо привлекать его к действию, попросив взять именно зеленый кубик, или раскрасить только середину цветочка.

Очень важно не забывать хвалить ребенка. Если у малыша рассеянное внимание, не стоит давать ему заведомо невыполнимых заданий. А если получилось хоть немного, надо не скупиться на похвалу.

Никогда не стоит требовать от ребенка слишком много. Жизнь порой такая интенсивная и насыщенная, что иногда можно и просто поехать в лес или на реку, давая себе и ребенку избавиться от напряжения и усталости.

Нередко маленький ребенок не способен подолгу концентрироваться на каком-либо одном занятии, проявляет повышенную двигательную активность, забывчивость.

Многие родители склонны полагать, что такие проявления, в сочетании с нежеланием следовать установленным правилам и непоседливостью – нормальное явление, присущее детям дошкольного и младшего школьного возраста.

В большинстве случаев так и есть, и данное поведение является вариантом нормы, возрастной особенностью ребенка, обусловленной складом его характера. Однако, в некоторых случаях появление данных симптомов является признаком развития такой патологии, как синдром рассеянного внимания у ребенка.

Данное состояние нуждается в коррекции, в противном случае его признаки будут оказывать в дальнейшем негативное влияние на процесс обучения, да и на многие другие жизненные аспекты ребенка.

О симптомах и лечении церебрастенического синдрома у детей читайте .

Общая характеристика

Синдром рассеянного внимания представляет собой состояние, сопровождающееся нарушением умственной деятельности, когда ребенок неспособен подолгу концентрировать свое внимание на каком-либо одном предмете или занятии.

Так же у детей проявляются определенные нарушения социальной активности (ребенок чрезмерно активен, либо, наоборот, задумчив и замкнут).

Данное состояние обнаруживается довольно часто, примерно 10-15 детей из 100 страдают дефицитом внимания, проявляющимся в той или иной степени.

Первые признаки отклонения, чаще всего, проявляются у дошкольников и младших школьников (в 4-9 лет), однако, могут возникнуть и раньше.

Так, у детей первого года жизни обычно наблюдается чрезмерная двигательная активность, при этом навыки, которыми малыш должен владеть в данном возрасте (например, концентрация внимания на предмете или игрушке) могут быть нарушены.

У детей 3-4 лет синдром рассеянного внимания чаще всего проявляется в нарушении речевых навыков. Однако, отклонения, возникающие при данном недуге, носят индивидуальный характер, синдром рассеянного внимания может проявляться по-разному. Существует несколько разновидностей данного нарушения:

  • нарушение внимания без каких-либо других проявлений;
  • расстройство внимания в сочетании с импульсивностью (ребенок склонен к частым перепадам настроения, эмоционален, нередко бывает раздражительным и проявляет агрессию);
  • дефицит внимания, сопровождающийся гиперактивностью (ребенок неусидчив, во время занятий часто отвлекается на посторонние предметы, что существенно осложняет процесс обучения);
  • смешанный тип недуга. Является самым сложным вариантом течения (у ребенка наблюдаются нарушения интеллектуальной функции, поведение его зачастую непредсказуемо).

Как распознать у малыша астено-невротический синдром? Узнайте об этом из нашей статьи.

Причины возникновения

Нa сегодняшний день точная причина, которая могла бы спровоцировать развитие синдрома рассеянного внимания, не установлена, однако, ученые предлагают ряд гипотез, в соответствии с которыми данный недуг может быть связан с:

  1. Наследственной предрасположенностью. Имеются доказательства существования гена, ответственного за поведение, и некоторые особенности такого генетического материала могут служить причиной развития дефицита внимания.
  2. Неблагоприятная экологическая ситуация.
  3. Травмы, полученные в процессе рождения (асфиксия, повреждения черепа и головного мозга, затяжные роды).
  4. Заболевания, перенесенные женщиной в период беременности. Такие патологии могут привести к внутриутробному инфицированию плода и нарушению его развития, гипоксии и прочим негативным последствиям.
  5. Неправильный образ жизни будущей мамы, в частности, курение, употребление алкоголя и наркотиков.
  6. Резус-конфликт, возникающий, когда будущая мама имеет отрицательный резус-фактор, а у плода он положительный.
  7. Черепно-мозговые травмы ребенка.
  8. Заболевания, сопровождающиеся значительной гипертермией, которые малыш перенес в первые месяцы после рождения.
  9. Заболевания внутренних органов и систем (сердца, почек, головного мозга).

Симптомы и признаки

Клиническая картина нарушения внимания проявляется по-разному в каждом конкретном случае.

Набор симптомов недуга зависит от особенностей характера ребенка, его воспитания, социальных условий проживания, возрастной принадлежности, степени тяжести расстройства.

Наиболее характерными признаками синдрома рассеянного внимания у детей являются:

  • неспособность ребенка подолгу концентрировать внимание на выполнении какого-либо одного задания, причем это могут быть как занятия в школе, так и домашние обязанности;
  • ребенок не слушает то, что говорит ему собеседник, либо не понимает сказанных ему фраз;
  • неусидчивость;
  • сложность в соблюдении правил, инструкций, предписаний;
  • отсутствие самоорганизации и самоконтроля;
  • склонность к беспорядку, ребенок не убирает свои игрушки, не следит за порядком на своем письменном столе;
  • выполняя какое-либо задание, ребенок часто отвлекается на посторонние предметы;
  • забывчивость, которая связана с нарушением внимания, а не памяти;
  • рассеянность, ребенок часто теряет свои вещи;
  • неспособность завершить начатое дело до конца;
  • сложности в общении с другими детьми, родителями, учителями;
  • нарушения поведения, ребенок непослушен, часто шумит, делает все наперекор родителям;
  • склонность к тревогам;
  • небрежность, неспособность уделять внимание мелким деталям;
  • чрезмерная двигательная активность, сидя на одном месте, ребенок постоянно крутится, двигает ногами и руками;
  • повышенная вербальная активность, ребенок весьма разговорчив, но не любит долго говорить на одну и ту же тему, нередко отвечает на вопрос, даже не дослушав его до конца, перебивает собеседника;
  • нетерпеливость, ребенок не может подолгу ждать какого-либо события, очереди;
  • навязчивость, которая граничит с невоспитанностью;
  • проблемы в обучении, ребенок не только не может воспринимать новую для него информацию в полном объеме (особенно, если она не вызывает у него интереса), но и испытывает сложности в письме.

В чем причины возникновения невроза навязчивых движений у ребенка? Ответ узнайте прямо сейчас.

Диагностика

Поставить точный диагноз довольно сложно, так как синдром рассеянного внимания является не психическим, а поведенческим нарушением, и отдельные его проявления могут быть просто особенностью характера и воспитания ребенка.

Поэтому, для того чтобы установить данное нарушение, необходимо использовать субъективные способы диагностики, к которым относят:

  1. Опросники, которые заполняет не только сам ребенок, но и его родители, а также учителя.
  2. Психологическое обследование, в ходе которого устанавливаются интеллектуальные способности ребенка, нарушения навыков, которые должны быть у него в соответствии с возрастными нормами.
  3. Наблюдение за ребенком в естественных для него обстоятельствах и условиях пребывания (дома, в школе).
  4. Выявление заболеваний, которые могут стать причиной синдрома рассеянного внимания.

О наличии синдрома рассеянного внимания можно говорить в том случае, если:

  1. Симптомы нарушения присутствуют у ребенка постоянно, вне зависимости от окружающей его обстановки и обстоятельств.
  2. Первые признаки недуга обнаруживались у ребенка еще в дошкольном возрасте и сохранялись на протяжении полугода и более.
  3. Расстройства внимания мешают процессу обучения и социальной адаптации в коллективе.
  4. Ребенок достиг 6-летнего возраста.

Методы лечения и коррекции

Что делать: как лечить непоседу? Лечение синдрома рассеянного внимания у ребенка требует комплексного подхода, который включает в себя медикаментозную терапию, соблюдение подходящего режима дня и обучения, занятия с психологом, правильное воспитание в домашних условиях.

Медикаменты

Прием лекарственных препаратов назначают далеко не во всех случаях, а только при наличии серьезных нарушений внимания и поведения, которые существенно ухудшают качество жизни ребенка, приводят к невозможности обучения и адаптации в коллективе.

Важно помнить, что самостоятельно назначать ребенку какие-либо препараты нельзя, делать это может только врач.

При необходимости ребенку показан прием успокоительных средств, способствующих снижению его нервной возбудимости.

Однако, сильнодействующие препараты в детском возрасте противопоказаны.

Также ребенку назначают прием препаратов, улучшающих мозговую деятельность (например, Глицин, Биотредин), средства, улучшающие кровоснабжение головного мозга (Фенибут).

Рекомендации по лечению лунатизма у ребенка вы найдете на нашем сайте.

Образ жизни

Ребенку, страдающему синдромом рассеянного внимания, необходимо разработать четкий режим дня и требовать от малыша его регулярного соблюдения. Это позволит выработать дисциплинированность, которая у таких детей часто отсутствует.

Распорядок дня рекомендуется оформить в письменном (или печатном) виде, и повесить в доступном ребенку месте. При составлении режима необходимо оставить некоторое количество (1-2 часа) свободного времени, в течении которых ребенок будет заниматься своими увлечениями, которые ему интересны.

Что касается обучения, нарушение внимания и гиперактивность зачастую мешают ребенку получать знания в обычной общеобразовательной школе, что резко сказывается на успеваемости.

В этом случае имеет смысл перевести ребенка в образовательное учреждение с адаптированной программой, либо на домашнее обучение.

Психологические тренинги

Занятия с психологом – обязательный этап лечения ребенка с расстройством внимания. Специалист помогает малышу побороть импульсивность, излишнюю эмоциональность, в результате чего ребенок становится более уравновешенным, спокойным.

Часто занятия проводятся в игровой форме, ребенку моделируют какие-либо ситуации, при этом психолог не только наблюдает за поведением малыша, но и дает ему нужные советы, как поступить в той или иной ситуации.

Также важное значение имеют различные расслабляющие методики, используемые психологами, позволяющие ребенку снять накопившееся напряжение.

Особенности воспитания

Принимать участие в коррекционном процессе должны и родители. Прежде всего, им необходимо помнить, что ребенок с расстройством внимания нуждается в особом воспитании. Прежде всего, необходимо предоставить малышу больше самостоятельности.

В частности, у него должны быть свои домашние обязанности. Эти обязанности не должны быть очень сложными, такими, с которыми ребенок, в силу своего возраста, не сможет справиться. Задания должны соответствовать не только возрасту, но и возможностям ребенка.

Конечно, первое время у малыша не все будет получаться. Не следует сразу же спешить ему на помощь, пусть ребенок проявит настойчивость, и попробует справиться с заданием самостоятельно. И когда у него это получится, не забудьте похвалить малыша.

Другие методы

Движение жизненно необходимо любому ребенку, а гиперактивному тем более. Однако, его активность необходимо направить в мирное русло. Занятия спортом не только помогут с пользой использовать избыточную энергию, но и приучат ребенка к дисциплине, самоорганизации.

Профилактика

Так как частыми причинами развития синдрома рассеянного внимания у ребенка является осложненное течение беременности и родов, будущей маме необходимо следить за состоянием своего здоровья в этот период, воздерживаться от вредных привычек.

После появления малыша на свет, необходимо защищать его от инфекционных заболеваний, травм, прочих негативных воздействий.

С самого раннего возраста необходимо проводить с малышом развивающие занятия. Грудничку можно показывать те или иные яркие предметы, рассказывая для чего они нужны. Конечно, малыш не поймет ваших слов, но яркий цвет и мамин голос привлекут внимание крохи.

Для детей постарше рекомендуется использовать развивающие игры, например, пазлы, лото.

Синдром рассеянного внимания – частая проблема, актуальная для детей младшего школьного возраста. Ребенок, неспособный подолгу концентрироваться на одном занятии, испытывает проблемы в обучении и общении, и поэтому нуждается в квалифицированной помощи.

Как научить ребёнка быть внимательным? Узнайте из видео:

Добавить комментарий

Закрыть меню