О чем говорят рисунки?

Содержание

Ребенок рисует странные рисунки: что это значит?

Дети – самое прекрасное, что у нас есть, с самого маленького возраста мы их опекаем, развиваем и стараемся обеспечить всем самым необходимым. Когда ребенок совсем маленький, с ним проще найти контакт, но чем старше он становится, тем уровень доверия между родителями и детьми все тяжелее сохранить, порой в головках этих маленьких непосед крутятся такие вещи, о которых мы даже и не подозреваем.

Даже когда ребенок совсем маленький и толком не умеет разговаривать, так хочется понять, о чем он думает, какие страхи или переживания живут в его мыслях, может ему чего-то не хватает или, напротив, какие-то моменты следует исключить из его жизни.

С этой целью детские психологи уже довольно давно выдвинули гипотезу анализа психического состояния ребенка по его творчеству: рисунки, подделки или другие способы выражаться.

С самых маленьких лет, когда малыш еще даже толком не научился выражать свои мысли через речь, он стремится подражать взрослым. Если вы показали ему несколько графических образцов, то он непременно начнет воплощать свои первые художественные «шедевры».

Первое время это будут лишь палочки-черточки, затем начнут появляться кружочки, а еще через время кружочки научаться соединяться с палочками, образуя первые связные образы.

Чаще всего малыши в своих рисунках стараются изобразить все то, что их окружает: цветочки, солнышко, деревья, мама, папа, любимая собака или кошка и, конечно же, себя.

Со временем отдельные картинки начнут перерастать в целые сюжеты, дети находят в себе силы по-своему иллюстрировать книги и комментировать любимые мультики, на бумаге начнут всплывать события из жизни, причем зачастую, реальные.

В возрасте от 5 до 6 лет ребенок способен нарисовать около 2 тысяч рисунков за год, интересно, что сюжеты могут быть самыми разнообразными, но чаще, они постоянно повторяются, просто в различных интерпретациях.

К сожалению, бывает так, что малыши изображают в своих рисунках совсем не то, что родителям бы хотелось увидеть: монстры, оружие, сражения, увечья и другие ужастики. Имеют ли такие изображения под собой какую-то особенную почву, может это проявление страхов и внутреннего негатива, хотелось бы узнать, что означают такие детские рисунки?

Детские психологи утверждают, что раны, шрамы и увечья, ужастики и монстры, изображенные на детских рисунках, — все это признаки детской агрессии. Но нельзя путать перенасыщенную фантазию ребенка просмотренными недавно фильмами или мультиками, с реальными психологическими проблемами и отклонениями.

Как во всем этом разобраться?

Детские рисунки – действительно весьма неплохой способ разобраться и прочувствовать внутренний мир вашего ребенка, к тому же, опять-таки с помощью изобразительного искусства можно решить многие проблемы.

Попытайтесь определить, что изображено на картинке вашего малыша, расспросите его, что он думает по поводу своего рисунка. Если информации не достаточно, то поразмыслите над тем, что видите: сюжет картинки, во многом, зависит от пола ребенка.

Например, если мальчик рисует замки и принцесс, это тоже как-то не очень, что говорит о его внутреннем непринятии своего мужского начала, также как и рисунки девочки, увлекающейся машинками и роботами, плохой звоночек.

Попробуйте разобрать характер увиденного, что малыш хотел показать: свое желание причастности к каким-то приключениям, пускай не самым позитивным, или подсознательное получение удовольствия от сцен боли, смерти и увечий.

Если ребенок рисует ужасные картинки, которые совсем не укладываются в вашем понимании, необходимо обязательно понять, о чем они говорят.

Зачастую через такие нарисованные образы, малыш раскрывает все свои переживания, страхи и опасения, особенно следует обращать внимание на творения детей, которые перенесли какой-то серьезный стресс, полностью изменивший их жизнь.

Подходите к анализу осторожно, помните, что часть детских рисунков исполняют вспомогательную роль, которая никак не связана с реальностью. Например, черный цвет – это не всегда признак агрессии, просто он ярче и четче остальных, а нарисованный оборотень или зомби – это эмоция, полученная от просмотра фильма.

Как помочь своему ребенку в такой ситуации?

Если вы обнаружили такие, не самые радостные картинки у своего ребенка, то не стоит первым делом бежать к нему и пытаться запретить в дальнейшем такое изображать.

Вы не заставите его рисовать то, что вам нравится, а вот желание творить, скорее всего, отобьёте полностью, как и одну из возможностей открыться перед вами.

Повлиять на такие художества можно лишь косвенно, со стороны психики ребенка: исключите или сократите до минимума просмотр телевизора, порой увиденное, самым необычным образом, может отложиться в памяти ребенка.

Старайтесь с малых лет окружить малыша добрыми мультиками и книгами, где живут справедливые и позитивные герои, а если злу и есть место, то всегда найдется способ, как его победить.

Если вы до сих пор не можете разобраться, почему ребенок рисует кошмары, то обратитесь к обстановке в семье: там, где нет места злобе, печали и агрессии, не вырастают «тяжелые» дети.

Маленькие дети очень боятся домашних ссор и скандалов, поэтому если они частые гости в вашем доме, они запросто могут появиться на рисунках вашего малыша. Для того чтобы разобраться, что в творениях вашего ребенка что-то не так, попробуйте обратить свое внимание на конкретные детали рисунка.

  • На бумаге изображено слишком много острых углов, он выполнен в черных или, напротив, чрезмерно ярких цветах, а карандаш или фломастер буквально продавливал, рвал лист.
  • Систематически повторяющиеся изображения катастроф, смертей, увечий и откровенных ужасов.
  • Ребенок никогда не изображает своих родителей или, напротив, постоянно рисует родителей без себя.
  • Большое количество монстров или страшилищ, которые приносят боль и увечья живым людям или животным.

К сожалению, зачастую бывает так, что родителям сложно разобраться с тем, что же хочет сказать их малыш в своем творчестве. Как помочь своему ребенку, если он постоянно рисует ужасные картинки, что делать, если вы никогда не сталкивались с такой ситуацией?

Конечно, лучший вариант – это обратиться к детскому психологу, которому намного проще распознать творческие «шифры» вашего чада. Если ребенок сильно боится врачей, то постарайтесь представить этот поход в игровой форме, а уже на месте профессионал сможет найти индивидуальный подход к каждому.

Не спешите первым делом тащить ребенка к психологу, вполне возможно, что вы зря испугались, поэтому попробуйте в первый раз сходить к специалисту самостоятельно: покажите рисунки и расскажите о своем малыше.

Что означают детские рисунки: страхи, стресс, болезнь?

Дети – самое прекрасное, что у нас есть, с самого маленького возраста мы их опекаем, развиваем и стараемся обеспечить всем самым необходимым. Когда ребенок совсем маленький, с ним проще найти контакт, но чем старше он становится, тем уровень доверия между родителями и детьми все тяжелее сохранить, порой в головках этих маленьких непосед крутятся такие вещи, о которых мы даже и не подозреваем.

Даже когда ребенок совсем маленький и толком не умеет разговаривать, так хочется понять, о чем он думает, какие страхи или переживания живут в его мыслях, может ему чего-то не хватает или, напротив, какие-то моменты следует исключить из его жизни.

С этой целью детские психологи уже довольно давно выдвинули гипотезу анализа психического состояния ребенка по его творчеству: рисунки, подделки или другие способы выражаться.

С самых маленьких лет, когда малыш еще даже толком не научился выражать свои мысли через речь, он стремится подражать взрослым. Если вы показали ему несколько графических образцов, то он непременно начнет воплощать свои первые художественные «шедевры».

Первое время это будут лишь палочки-черточки, затем начнут появляться кружочки, а еще через время кружочки научаться соединяться с палочками, образуя первые связные образы.

Чаще всего малыши в своих рисунках стараются изобразить все то, что их окружает: цветочки, солнышко, деревья, мама, папа, любимая собака или кошка и, конечно же, себя.

Со временем отдельные картинки начнут перерастать в целые сюжеты, дети находят в себе силы по-своему иллюстрировать книги и комментировать любимые мультики, на бумаге начнут всплывать события из жизни, причем зачастую, реальные.

В возрасте от 5 до 6 лет ребенок способен нарисовать около 2 тысяч рисунков за год, интересно, что сюжеты могут быть самыми разнообразными, но чаще, они постоянно повторяются, просто в различных интерпретациях.

К сожалению, бывает так, что малыши изображают в своих рисунках совсем не то, что родителям бы хотелось увидеть: монстры, оружие, сражения, увечья и другие ужастики. Имеют ли такие изображения под собой какую-то особенную почву, может это проявление страхов и внутреннего негатива, хотелось бы узнать, что означают такие детские рисунки?

Детские психологи утверждают, что раны, шрамы и увечья, ужастики и монстры, изображенные на детских рисунках, — все это признаки детской агрессии. Но нельзя путать перенасыщенную фантазию ребенка просмотренными недавно фильмами или мультиками, с реальными психологическими проблемами и отклонениями.

Детские рисунки – действительно весьма неплохой способ разобраться и прочувствовать внутренний мир вашего ребенка, к тому же, опять-таки с помощью изобразительного искусства можно решить многие проблемы.

Попытайтесь определить, что изображено на картинке вашего малыша, расспросите его, что он думает по поводу своего рисунка. Если информации не достаточно, то поразмыслите над тем, что видите: сюжет картинки, во многом, зависит от пола ребенка.

Например, если мальчик рисует замки и принцесс, это тоже как-то не очень, что говорит о его внутреннем непринятии своего мужского начала, также как и рисунки девочки, увлекающейся машинками и роботами, плохой звоночек.

Попробуйте разобрать характер увиденного, что малыш хотел показать: свое желание причастности к каким-то приключениям, пускай не самым позитивным, или подсознательное получение удовольствия от сцен боли, смерти и увечий.

Если ребенок рисует ужасные картинки, которые совсем не укладываются в вашем понимании, необходимо обязательно понять, о чем они говорят.

Зачастую через такие нарисованные образы, малыш раскрывает все свои переживания, страхи и опасения, особенно следует обращать внимание на творения детей, которые перенесли какой-то серьезный стресс, полностью изменивший их жизнь.

Подходите к анализу осторожно, помните, что часть детских рисунков исполняют вспомогательную роль, которая никак не связана с реальностью. Например, черный цвет – это не всегда признак агрессии, просто он ярче и четче остальных, а нарисованный оборотень или зомби – это эмоция, полученная от просмотра фильма.

Если вы обнаружили такие, не самые радостные картинки у своего ребенка, то не стоит первым делом бежать к нему и пытаться запретить в дальнейшем такое изображать.

Вы не заставите его рисовать то, что вам нравится, а вот желание творить, скорее всего, отобьёте полностью, как и одну из возможностей открыться перед вами.

Повлиять на такие художества можно лишь косвенно, со стороны психики ребенка: исключите или сократите до минимума просмотр телевизора, порой увиденное, самым необычным образом, может отложиться в памяти ребенка.

Старайтесь с малых лет окружить малыша добрыми мультиками и книгами, где живут справедливые и позитивные герои, а если злу и есть место, то всегда найдется способ, как его победить.

Если вы до сих пор не можете разобраться, почему ребенок рисует кошмары, то обратитесь к обстановке в семье: там, где нет места злобе, печали и агрессии, не вырастают «тяжелые» дети.

Маленькие дети очень боятся домашних ссор и скандалов, поэтому если они частые гости в вашем доме, они запросто могут появиться на рисунках вашего малыша. Для того чтобы разобраться, что в творениях вашего ребенка что-то не так, попробуйте обратить свое внимание на конкретные детали рисунка.

  • На бумаге изображено слишком много острых углов, он выполнен в черных или, напротив, чрезмерно ярких цветах, а карандаш или фломастер буквально продавливал, рвал лист.
  • Систематически повторяющиеся изображения катастроф, смертей, увечий и откровенных ужасов.
  • Ребенок никогда не изображает своих родителей или, напротив, постоянно рисует родителей без себя.
  • Большое количество монстров или страшилищ, которые приносят боль и увечья живым людям или животным.

К сожалению, зачастую бывает так, что родителям сложно разобраться с тем, что же хочет сказать их малыш в своем творчестве. Как помочь своему ребенку, если он постоянно рисует ужасные картинки, что делать, если вы никогда не сталкивались с такой ситуацией?

Конечно, лучший вариант – это обратиться к детскому психологу, которому намного проще распознать творческие «шифры» вашего чада. Если ребенок сильно боится врачей, то постарайтесь представить этот поход в игровой форме, а уже на месте профессионал сможет найти индивидуальный подход к каждому.

Не спешите первым делом тащить ребенка к психологу, вполне возможно, что вы зря испугались, поэтому попробуйте в первый раз сходить к специалисту самостоятельно: покажите рисунки и расскажите о своем малыше.

  • Если ребенок стал замкнутым, чрезмерно обидчивым, плаксивым и необщительным (а раньше такого за ним не замечалось).
  • Если вы обратили внимание на то, что ему постоянно сняться ночные кошмары, он плохо спит ночью и чрезмерно активен днем.
  • Его рисунки и другое творчество стали проявлять у вас неприятные ощущения.

Анализ детского рисунка: Страхи на бумаге

Все дети в определенном смысле – художники. Каждый ребенок, начиная с 2–3 лет, с увлечением рисует. Изобразительная деятельность для маленького ребенка естественна и приятна, и только к подростковому возрасту тяга к рисованию остается лишь у художественно одаренных детей. Изобразительная деятельность формируется по мере становления психики ребенка и может в известной степени служить показателем его психического развития. В детском рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы и личности малыша.

Рисунки детей отличаются от рисунков взрослых, так как для ребенка рисование является не искусством, а речью. У малыша осознание окружающего происходит быстрее, нежели накопление слов, поэтому рисование дает ему возможность легко выразить то, что он переживает. Поэтому рисунок может дать ценные сведения.

Все дети проходят одни и те же стадии развития рисунка:

Доизобразительный этап

(от 1,5 до 3,5 лет). Это период каракулей, марания, когда ребенку интересен сам процесс оставления следов на бумаге (или другой поверхности) и неважен результат деятельности. Цвет на этом этапе тоже не имеет смыслового значения: малыш пробует, изучает, экспериментирует.

Изобразительный этап

Он более продолжителен и многообразен:

  • Рисунок с примитивной выразительностью (от 3 до 5 лет). Ребенок пытается не просто рисовать, а изобразить что-то – правда, получается у него это очень схематично. Например, изображая человека, малыш рисует «головонога».
  • Схематичный рисунок (6–7 лет). Ребенок начинает различать мимику, движение и эмоции в рисунке.
  • Правдоподобные изображения, когда у ребенка появляются навыки рисования, и рисунок уже теряет свою детскость.

Интерпретация детского рисунка

Работа 5-летнего мальчика вызывает вопросы. Так происходит, когда рисунок, с одной стороны, дает мало диагностической информации по простоте сюжета, а с другой – настораживает определенными моментами. Эта картинка немного не соответствует возрасту ребенка. Рисунок характерен для малыша 3–4 лет (стадия каракулей с элементами схематичного изображения), что может свидетельствовать о возможной задержке психического развития мальчика (но не обязательно!) либо о том, что у него слабо сформированы графические навыки.

С учетом сюжета (мальчик рисовал любимых героев Angry Birds), скорее всего, развитие ребенка не вызывает опасений, и говорить можно лишь о слабой моторике руки и недостаточности навыков рисования. Цветовое оформление рисунка вполне соответствует выбранному сюжету и вполне реалистично.

На картинке мы видим «рожицы» с глазами и ртами – это начальная стадия изображения человека и других живых существ. По формальным характеристикам в рисунке можно выделить «правильное» расположение изображения на листе (в центре), стандартный, средний его размер, что служит признаком нормальной зрительно-пространственной ориентации мальчика. Однако хаотичность линий, сильный нажим при раскрашивании и слабый при основном рисовании контуров – признак возможной эмоциональной неустойчивости ребенка, быстрой смены его состояний (например, периоды активности часто чередуются с периодами вялости). Рисунок небрежен, что может говорить об импульсивности автора, но видно, что ребенок может контролировать свою руку (раскрашивание мало заходит за контур), поэтому вероятнее предположить малую значимость для автора сторонней оценки. Об этом же свидетельствует и низкая детализированность рисунка.

В картинке доминируют темные тона (черный, коричневый, фиолетовый), что может говорить о пониженном настроении. Прорисовка отдельных элементов множественной линией, с сильным нажимом, в разных направлениях характерна для проявлений тревоги. Зачерненные глаза, рот с зубами считаются признаками страха и агрессивных проявлений.

Вывод психолога

Анализируя данный рисунок, можно сделать вывод о недостаточных для 5 лет навыках изобразительной деятельности мальчика и слабой моторике. Судя по рисунку, можно предположить, что у ребенка подвижная нервная система, часто наблюдается смена настроения и поведения, но довольно хороший самоконтроль для его возраста. Его нельзя назвать гиперактивным и неуравновешенным. Вероятно, в тот отрезок жизни, на который пришлось исполнение рисунка, мальчик был встревожен, испытывал чувство страха (возможно, вполне определенного), поэтому защищался – вел себя агрессивно и настороженно. Однако без дополнительных наблюдений за поведением и игрой ребенка сказать это с определенностью не представляется возможным.

Дорогие читатели, ждем рисунки ваших детей по адресу: m.zertsalova@konliga.ru В сопроводительном письме укажите, пожалуйста, имя и возраст ребенка.

Источник фото: Shutterstock

Что говорят рисунки о вашем ребенке и его характере?

Если на рисунке все члены семьи стоят рядом и держатся за руки, ребенок ощущает себя частью единого целого. Он спокоен и уверен во всеобщей к себе любви, чувствует себя комфортно и защищено.

Ближе к себе ребенок рисует человека, которому доверяет больше всего. Родитель, мало общающийся с ребенком, окажется в отдалении, иногда отделенным чертой или помещенным в окошко. Младшие братья или сестрички нередко тоже оказываются в стороне от остальных. Если же они еще и микроскопических размеров, значит, ребенок ревнует и борется за внимание родителей.

Интересно и то, в какой последовательности малыш изображает своих родственников. Если первым он нарисовал себя, это значит, что он эгоцентрик. Так и должно быть! Хуже если он нарисовал только себя одного. Это значит, что ваш малыш не ощущает себя членом семьи, существует изолированно. После себя малыш обычно изображает члена семьи, которого считает самым важным.

Бывает так, что ребенок не нарисовал кого-то из близких – возможно малыш затаил на него обиду или вовсе не любит этого человека. В конце ребенок обычно рисует домашних питомцев, это правильно. Стоит задуматься, если ребенок рисует их сразу после себя, возможно ребенку не хватает вашего внимания и он чувствует себя одиноким.

Все дети хотят поскорее стать взрослыми, поэтому на рисунках изображают себя одного роста со взрослыми. Если же ребенок нарисовал себя слишком крошечным, возможно, вы не даете ему проявлять свою индивидуальность.

В каком цвете рисунки?

Очень важны и цвета, которые использует ребенок. Самых любимых ему людей он раскрашивает в тот же цвет, что и себя. Непоседливые малыши выбирают такие теплые энергичные цвета, такие как оранжевый, малиновый. Тихие и серьезные малыши выбирают холодные и спокойные тона – синий, голубой, бледно-желтый. Если малыш рисует контрастными цветами – черным и белым – это говорит о его внутреннем конфликте, с которым он не в силах справиться.

Обращайте внимание и на то, как раскрашен рисунок. Если карандаш выходит за контуры, ребенок независим и свободолюбив. Если рисунок раскрашен излишне аккуратно или же между контуром и основным цветом остается белая полоса, значит малыш не достаточно уверен в себе и постоянно нуждается в вашей поддержке.

В 3-4 годика ребенок рисует нечто, больше напоминающее гуманоидов, нежели людей. Сложно понять где голова, а где руки. Шея зачастую отсутствует, а ноги растут прямо из головы. Иногда может быть изображено только туловище.

К 5-6 годам ребенок уже прорисовывает все части тела и лица. Отсутствие какой-либо части тела должно вас насторожить.

Длинные руки кого-то их родственников говорит о страхе ребенка перед ним. Если родители часто ругают ребенка, то малыш может не нарисовать им рот. Толстые ноги у фигурок свидетельствует о том, что ребенок чувствует напряженность в семье и подсознательно желает более надежного фундамента. Кроха, которому неуютно в мире, рисует страшных людей с раскинутыми руками и большими пальцами.

Особенные дети

Рисунки гиперактивных детей нессиметричны: если это дерево, то ствол искревлен, а листья немногочисленны, не прорисованы или изображены схематично. Фигуры людей никогда не бывают статичными, они как будто размахивают руками, прыгают, бегут.Раскрашивает такой ребенок небрежно, часто не может довести работу до конца.

Рисунки агрессивных детей отличаются большим количеством острых углов (клыки, шипы, когти). Персонажи кричат, дерутся, догоняют кого-то. Часто в рисунках присутствует оружие – ножи, пистолеты, мечи.

Дети, привыкшее добиваться своего при помощи кулаков, часто изображают большие заштрихованные руки. Конфликтные дети рисуют большой открытый рот с огромными острыми зубами. Основные цвета либо темные (черный, коричневый), либо яркие (зеленый, красный).

На рисунках тревожных детей много зачерненных пятен или, наоборот, линии почти незаметны. Изображения людей – с большими темными глазами, которые словно округлились от страха. Позы статичны и однотипны. Тревожные дети не любят фломастеры, предпочитая карандаш и ластик – чтобы исправлять только что проведенные линии. В этом и проявляется их неуверенность и боязнь сделать что-то не так. В их рисунках не встречается ярких и насыщенных цветов.

Не стоит впадать в панику, если в детском рисунке вы увидели какие-либо пугающие сигналы. Возможно, у малыша просто было плохое настроение. Оставшись с ребенком один на один, попросите его нарисовать то, что он хочет. Запишите все комментарии, которые малыш делает в процессе работы, а потом обсудите с ним нарисованное. Конечно, для того, чтобы делать какие-либо выводы, одного рисунка недостаточно. Но если из раза в раз в работах ребенка повторяются детали, настораживающие вас, соберите его рисунки и покажите специалисту.

А что рисует ваш ребёнок?

Чтобы получить как можно больше информации о том, что думает и чувствует ваш малыш, предложите ему нарисовать его семью — не объясняя, что именно подразумевается под этим словом, и не упоминая, кого из членов семьи нужно рисовать, а кого нет. На все уточняющие вопросы отвечайте лишь: «Рисуй так, как тебе нравится». Очень полезны и информативны рисунки на темы «Я в детском саду», «Что мне снится страшное» (или «Мой страх»), «Самое плохое (или хорошее)», «Что было со мной в жизни интересного» и т. д.

При попытке «прочесть» то, что говорит детский рисунок, важно учитывать, что в нем имеет значение решительно все: размеры фигур, их расположение на листе, выбор и сочетание цветов. Крайне важно и то, что ребенок рассказывает о своем рисунке, и то, как именно он это делает. Итак, начнем все по порядку.

1. Размер и месторасположение фигур.

Для начала обратим внимание на размер и месторасположение фигур и предметов на рисунке. Слишком большие — так же, как и слишком маленькие фигуры, — требуют особого внимания. Если ребенок спокоен и уверен в себе, изображения не заполнят собой весь лист, но и не будут ютиться где-нибудь в уголке. Например, если он рисует в нижнем уголке листа крошечную букашку… Подобные изображения указывают на неуверенность, робость, тревогу и ощущение одиночества. Слишком большие, заполняющие собой все пространство листа фигуры могут свидетельствовать о скрытой агрессии, внутренней потребности «увеличиться в размерах».

Если ваш ребёнок чрезмерно агрессивен или тревожен, то обычно это заметно и без рисунка. Когда ребёнок внешне спокоен и кроток, а на бумаге в течение длительного времени появляются невозможно зубастые и клыкастые монстры, то это, конечно, повод разобраться. В непринуждённой обстановке задайте ребёнку вопросы о тех чудищах, которые обитают в его альбоме для рисования: где они живут, чем занимаются, кто их друзья, есть ли у них родные и близкие. Вполне возможно, это чудовища, увиденные в мультиках. Для многих детей этот персонаж может являться олицетворением какого-нибудь возрастного страха. Это может быть и сам ребёнок, пытающийся справиться со своей проблемой. Но не стоит успокаиваться, когда рисунки весёлые и яркие, а ребёнок постоянно находится в угнетённом состоянии, часто капризничает, раздражается. Вполне возможно, что ребёнок «прячется», убегает в нарисованный мир, и есть большая вероятность того, что в окружающем мире ребёнка есть дискомфортная ситуация, с которой ребёнок не может справиться.

2. Композиция рисунка.

Положите перед собой детский рисунок. Верхний правый угол — область будущего. Какие фигуры там нарисованы? Добрые они или злые? Может быть, это пугающие образы из снов или мультфильмов? Или, напротив, там изображены члены вашей семьи или любимые герои вашего ребенка? Противоположный край рисунка (левый нижний угол) — область прошлого. Обратите внимание на то, какие фигуры расположены здесь. Спросите малыша, что думают и чувствуют фигуры в области прошлого и будущего, чем они занимаются, какое у них настроение.

3. Выбор и сочетание цветов.

Когда маленькие дети рисуют, им свойственно использовать яркую, многоцветную палитру — не успокоятся, пока все краски не перепробуют. Это совершенно нормально: ребенок экспериментирует с цветом, пробует его «на вкус», «на ощупь». Двухлетки часто выбирают любимый цвет, контрастный, тот, который хорошо заметен, и, случается, рисуют только им. Родителей нередко беспокоит, что ребенок рисует исключительно темно-синими или черным, однако в этом возрасте это совершенно нормально. Позднее ребенок все более свободно чувствует себя с цветом, выбирая и используя именно тот из них, которые в данный момент отражает его душевное состояние. Важно не только использование того или иного цвета, но и выбор сочетаний — например, ярко-красный с черным свидетельствует об агрессивности, а синий с зеленым — о спокойствии и равновесии. Каждый цвет глубоко связан с определенными темами и несет в себе определенную смысловую нагрузку.

Белый/черный — смерть, пустота. Желтый/зеленый/голубой — жизнь, развитие, рост, материнство, детство. Красный/желтый/оранжевый — материнство. Синий/зеленый/черный/серый — отцовство.

Коричневый — дедушки и бабушки, предки, «корни».

4. Рассказ о рисунке.

Очень много важной информации можно почерпнуть из разговора о рисунке, однако важно правильно его построить. Запомните главное правило: никаких прямых вопросов, ведущим в диалоге является ребенок. Интонации должны быть мягкими, и никаких критических замечаний, насмешек типа: «Ну и что ты тут нарисовал?». Вопросы нужно задавать ненавязчиво, оставляя за ребенком право не отвечать на них.

Как бы ты назвал свой рисунок? Расскажи мне о своем рисунке. Или: что происходит на рисунке? Ответы на эти вопросы помогают наладить беседу и уловить общее ощущение от изображения.

1. Как себя чувствуют люди или животные на картинке? Любая часть рисунка, фигура или предмет отражают те или иные переживания малыша. Все, что переживают герои рисунков, вполне вероятно, испытывает и сам ребенок. 2. Что персонажи рисунка чувствуют по отношению друг к другу? Если бы они могли разговаривать, что бы они сказали друг другу? Такие вопросы помогают ребенку высказать словами те чувства, которые он пытался выразить в рисунке.

3. Можно ли спросить кое-что у маленькой девочки, маленького мальчика, собаки, кошки, дома? Дав ребенку возможность отвечать на ваши вопросы за героев рисунка, вы сможете уточнить и прояснить непонятные моменты, разобраться, о каких переживаниях или страхах идет речь.

Процесс рисования должен быть спонтанным. Ни в коем случае не навязанный ребёнку родителем, а происходящий на «волне вдохновения». Свободное творчество является обязательным условием. Ребёнку желательно дать возможность рисовать в разное время дня, использовать разные виды красок, карандашей, фломастеров. Выбирать листы разных форматов (от блокнота до ватмана). Второе необходимое условие для диагностического процесса — искреннее и тёплое общение ребёнка с родителем. Если Вы раздражены, никак не «отключитесь» от проблем на работе, лучше не начинать этот процесс. Помните, что дети очень чуткие, они быстро распознают ситуацию, и вы можете не получить достоверного результата.

Само по себе рисование и искреннее и чуткое обсуждение нарисованного имеют большой развивающий эффект, ребёнок познает мир через палитру красок.

Психологический рисуночный тест «Моя семья»

Рисуночный тест «Моя семья» может использоваться для детей с четырех-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.

Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.

Задание
Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали.

Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью». Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка.

Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.

ВАЖНО!
Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.

Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.

При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.

Оценка рисунка

Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.

Тестовые показатели
(показатели психомоторного тонуса)

Нажим карандаша

Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.

Значение линий и штриховки

Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.

Расположение рисунка

Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.

Интерпретация рисунка

1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.

Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка

1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.

Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях

1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

Наличие других деталей на рисунке

Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.

Цвет в рисунке

Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?

1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.

Анализ рисунков к тесту «Моя семья»

Вероника, 19 лет

Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.

Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника

Николай, 6 лет

В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.

Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай

Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика. Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика.

>Психологический рисуночный тест
«Моя семья».
Тесты для подростков.
Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.
А. Л. Венгер Психологические рисуночные тесты.

Как по рисунку определить, есть ли пробемы у ребенка.

Рисование — одно из любимых детских занятий. По рисункам можно увидеть, каким видится мир ребенку, как он относится к самому себе, что его тревожит, кого он любит.


Детские рисунки – особенно ценный материал в тех случаях, когда нужно выяснить есть ли у ребенка какие-то проблемы — страхи, тревожность, агрессивность.

Надо только научиться «читать» работы своего художника, и тогда Вы сможете лучше понять, чем живет ваш малыш.

Вот несколько основных правил, которые стоит усвоить.

1. Рисунки малышей до пяти лет слабо информативны из-за того, что пальчики еще плохо развиты и рисунки схематичны. В этом возрасте можно только предположить те или иные особенности малыша по цветовой гамме. Если преобладает черный, это говорит об агрессии. Красный означает активность, а коричневый сигнализирует о возможном нездоровье.
2. Важно понимать, что рисунок — это всегда отражение сиюминутного настроения ребенка. Поэтому судить о его характере только по одному рисунку нельзя. Нужно всегда смотреть на общие тенденции, располагая как минимум 5—6 образцами, сделанными в разное время. А в идеале, если вы хотите составить психологический портрет малыша, выберите время, когда он в хорошем настроении и попросите его нарисовать человека, дом, дерево, свою семью.
3. Если вы дали задание малышу нарисовать что-то на заданную тему, не вмешивайтесь в процесс. Само задание нужно давать в самой общей форме — например, нарисуй дерево (дом, человека), какое хочешь. Не подсказывайте, что у человека есть уши, а ты их забыл нарисовать. Постарайтесь находиться рядом, но делайте вид, что занимаетесь своим делом. А сами в это время наблюдайте.

Ваши наблюдательность и терпение – ключ к успеху, который позволит Вам понять скрытые особенности, страхи, сомнения и черты характера Вашего ребенка.
4. Для тестового рисования лучше предложить ребенку карандаши — они позволяют увидеть силу нажима.
5. Даже если все рисунки ребенка говорят о внутреннем негативе, не стоит пугаться. Возможно, сейчас малыш переживает сложный период. В любом случае рисунок — это не диагноз, а повод задуматься о том, что происходит в душе маленького человечка. Если вам сложно самим разобраться в причинах детских проблем, обратитесь к психологу.

Итак, Вы попросили нарисовать человека, дом, дерево, свою семью.

И после того, как рисунок будет закончен первым шагом в анализе может стать Ваше первое поверхностное впечатление, следует оценить, каков рисунок Вашего ребенка, как он отражает действительность, настроение ребенка.

Посмотрите на цвет, которым пользовался Ваш ребенок. Как утверждают психологи, цвет определяет внутренний настрой ребенка, его эмоциональную сферу.
• Ребенок выбирает простой карандаш и отказывается от цвета вообще, это говорит о довольно низком интеллектуальном уровне. Иногда отказ от цвета мотивируется плохим настроением, но, как правило, это бывает нечасто. Ребенок, использующий мрачные цвета, скорее всего находится на низком уровне общего развития, у него недостаточно развито абстрактное мышление, есть проблемы с памятью.

• Ребенок использует стандартную для изображаемого предмета цвета, это говорит о нормальном уровне его интеллектуального и общего развития. Малыш адекватно воспринимает окружающие предметы и людей вокруг.
• Если при изображении заданного предмета Ваш ребенок использует нестандартные цвета или несоотвествующие определенным частям заданного предмета, это говорит о нестандартном мышлении, о сильно развитой фантазии.

Человек


Как правило, если ребенка попросить нарисовать человека, то это будет человек его пола. О внутренних разладах свидетельствует рисунок бесполого существа или лица противоположного пола. Если фигура расположена в центре — это признак уверенной в себе личности. В самом низу листа (причем 2/3 пространства вверху пустует) рисуют человека детки, у которых занижена самооценка. О тревожности и проблемах с общением может фигура, изображенная в профиль.
Каждая часть нарисованного человека что-то обозначает.

Голова является символом интеллекта. Большая голова говорит о развитых умственных способностях, маленькая — о недостаточных для его возраста. Если ребенок нуждается в защите, он обязательно нарисует головной убор.
Лицо расскажет об общительности малыша. Нечеткие черты лица означают «закрытость» ребенка по отношению к другим людям. Нарисованные уши — признак того, что слух — важный канал восприятия информация у ребенка, что он прислушивается к замечаниям других людей. Открытый рот с зубами рисуют агрессивно настроенные детки. Очень большие глаза со зрачками символизируют страхи ребенка.
Большие длинные руки показывают, что малыш ловок и развит физически. Маленькие руки нарисует слабый ребенок. Если же он неуверен в себе, то спрячет руки у человечка на рисунке за спину или в карманы. Поднятые вверх руки говорят об агрессии, широкий размах рук — о желании действовать.
Ноги — это символ опоры в реальной жизни. Если у ребенка велико желание быть независимым, то он нарисует очень длинные ноги. Широко расставленные ноги означают уверенность в себе малыша.

Угловатое или квадратное туловище рисуют обычно мальчики — это признак мужественности. Если туловище у человечка непропорционально маленькое, это значит, что ребенок чувствует себя униженным.
Дом


Если ребенок часто рисует дом без окон и дверей, это говорит о проблемах в общении с другими людьми, о замкнутости. Чем меньше окна, тем более стеснителен малыш. Иногда количество окон соответствует количеству членов семьи.
Дерево


Большое дерево на рисунке означает, что у ребенка большая жизненная энергия. Ветки дерева направлены вверх, а само дерево имеет толстый ствол и прочно стоит на земле (нарисованы даже корни) — перед вами уверенный в себе, жизнерадостный ребенок.

Подробнее:

Ствол символизирует внутренний стрежень ребенка, его личностный потенциал.
• расширенное влево основание – ребенок мечтательный интроверт, робкий, нерешительный, не проявляющий инициативы.
• Ствол прямой, правильной формы – у ребенка трудности с адаптацией, но он легко восстанавливается. Общее развитие у такого ребенка на достаточно высоком уровне.
• Расширенное вправо основание – ребенку свойственны благоразумие, расчетливость, упортство. Он игнорирует чужое мнение, не склонен доверять признанным авторитетам.
• Закрытытй сверху ствол, говорит о жизнеспособности, импульсивности. Малыш не склонен к абстрактному мышлению, проявляет усердие в труде.
• Округлое и расширенное основание – ребенок медлителен, основателен, но несколько заторможен. При этом у него наблюдаются такие несомненные достоинства, как отвественность и надежность.
• Заостренный ствол обычно рисуют самые маленькие, у которых трудно выделить составные части личности.
Линии контура, наполнение ствола, свидетельствуют об определенных чертах характера рисующего ребенка.
• Слабые, неровные, пунктирные линии говорят о восторженном, неровном, нетерпеливом и импульсивном характере, так рисует обычно интуитивный, чувственный и ранимый ребенок.
• Штриховка и каракули внутри ствола указывают на неуверенность, неудговлетворенность и душевную хрупкость малыша.
• Воспризведение рисунка коры – это хороший знак – знак наблюдательности, критического ума, пытливости, возможно, хорошего чувства юмора и довольно выского интеллектуального развития.
• Крапинки и пятна внутри ствола – свидетельство неудовлетворенности и чувства вины, а может быть, и того, что у ребенка сложный период развития.
• Волнообразные очертания на рисунке означают живость, гибкость, склонность к адаптации, позитивный настрой вашего малыша.
Ветви могут рассказать об отношениях ребенка с окружающим миром.
• Ветви, нарисованные параллельными линиями, выражают постоянство, позитивность, активность.
• Расходящиеся к концам линии ветвей – экспансия, авантюризм, высокое самомнение, желание самоутвердиться.
• Лучистые ветви свидетельствуют о нервозности, вспыльчивости, отсутствии самоопределения, метании в поисках своего «я» у юного художника.
• Если на рисунке Ваш малыш выделил одну ветвь, это говорит о его способности к импровизации, творчеству, нестандартному мышлению, отвергающему условности.
• Искривленные ветви – подверженность чужому влияниию Малыш, нарисовавший дерево с такими ветвями, очень любит игры и веселые мероприятия, при этом его трудно заставить сделать то, что ему кажется нудным и скучным.
• Ветви, опущенные вниз, рисуют обычные фантазеры, меланхолики.
• Изгибающиеся ветви – сдержанность, покорность, отвественность, дисциплинированность.
• Ветви, устемленные вверх, – практичность, вспыльчивость, сколонность к авантюризму.
Крона сообщает о том, каковы энергетические особенности и возможности малыша.
• Если малыш наисовал крону дерева в виде облака, это говорит о свойственной ему осторожности, тщательности, высоком уровне самоконтроля.
• Крона-венчик свидетельствует о благоразумии, дипломатичности юного художника.
• Крона-круг – спокойствие, самодостаточность, эгоцентризм.
• Дети, для которых характерны динамизм, рассеянность, чувство юмора, жизнерадостность, обычно рисуют крону с завитками.
• Крона с каракулями или заштрихованная – беспорядочность, тревожность, напряженность, нерешительность, импульсивность, подверженность чужому влиянию.
• Плоская крона – подавленность, зависимость, желание опереться на кого-то.
Корни дерева дети чаще не рисуют, поскольку они не видны.

Моя семья


Первым дети обычно рисуют самого значимого в своей жизни человека. Чем больше фигура человека, тем большим авторитетом он является для малыша. Такого человека ребенок любовно украшает, уделяет внимание деталям.

Если ребенок не нарисовал кого-то из членов семьи, значит, он ему неприятен, с ним часто происходят ссоры. Признак нерасположения — маленькая схематичная фигура.

Если все члены семьи держатся за руки — семья дружная.

Каждый занимает своим делом — семья разобщенная.

Если между людьми присутствуют предметы, разделяющие их, это свидетельствует о проблемах в общении.

Люди, занятые игрой, — отражение соперничества в семье.

Поднятые руки у кого-то на рисунке говорят об агрессии либо о потребности в помощи.

Очень часто дети рисуют воображаемую семью: папу, который не живет с ними, сестричку, которой нет, умершего родственника или вообще постороннего человека. Это значит, что ребенок испытывает дискомфорт в своей семье и хочет ее изменить.

Если ребенок рисует себя таким же по размерам или даже больше, чем взрослые, это говорит о том, что он чувствует себя значимым, уникальным.

Малыша вообще нет на рисунке в том случае, когда он чувствует себя лишним в своей семье.

Об отношении к членам семьи можно судить по силе нажима. Неприятного человека кроха будет рисовать резкими, сильными штрихами, будет часто стирать рисунок. Любимых людей малыш рисует плавными движениями, всячески украшает, выбирает пастельные или яркие сочные цвета.

Добавить комментарий

Закрыть меню