Ребенок не начинает говорить

Правда ли, что мальчики начинают позже говорить? И с чем это связывают

На многих форумах встречается подобный вопрос. Мам мальчиков интересуют причины, почему их дети начинают говорить позже своих сверстниц девочек.

Если рассмотреть этот вопрос с биологической точки зрения, то он исходит из особенности формирования головного мозга представителей разного пола. Мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за конкретные функции. Но для равномерного развития речи и других навыков необходимо, чтобы обе части обменивались информацией между собой. Дорогой для информации между двумя половинами головного мозга является пучок нервных волокон, который у девочек изначально больше, чем у мальчиков. Из-за этого у некоторых представителей мужского пола отмечается отставание от общих норм, в среднем до 4-х месяцев.

Это не страшно и не говорит о каких-либо отклонениях. Так распорядилась природа. Такое отличие заметно только в первые три года жизни. Впоследствии, при отсутствии негативных факторов, мальчики развиваются на равных с девочками.

Кроме биологических особенностей, на формирование речи могут повлиять и другие факторы, которые влияют на детей одинаково.

Причины, по которым ребенок не начинает говорить

Задумываясь над своевременностью появления речи, замечая некоторые отставания от норм, родители начинают искать причины. Найти и исправить факторы, влияющие на развитие навыка речи, – важный шаг для создания благоприятных условий. Причины отсутствия своевременной речи у ребенка могут быть социальными и биологическими. Если социальные возможно изменить, то для устранения биологических факторов часто нужна дополнительная помощь медиков.

Социальные причины

  • Неблагоприятная среда для развития навыка речи. Эта причина характерна для семей, где родители мало общаются со своим ребенком и между собой. Обращение к малышу происходит от случая к случаю, направлено только на устранение базовых потребностей. У крохи не складывается понимание в необходимости овладения языком. Чтобы исправить ситуацию, необходимо пересмотреть отношения в семье между супругами и ребенком. В большинстве случаев необходимо просто обогатить речь, направленную непосредственно на ребенка, стихотворными формами, обсуждением окружающего мира и событий;
  • Невостребованность речи при болезненности малыша. Если кроха часто болеет, регулярно находится в изоляции от внешнего мира по причине слабого здоровья, ему не хватает движения и разнообразия в действиях. Родители, стремящиеся решить сложную ситуацию, иногда совершают ошибку. Стремясь оградить малыша от сложностей, они не позволяют ему изучать окружающее его пространство, стараются предугадать каждое желание. В таких условиях природная любознательность угасает, а необходимость развивать речь отпадает;
  • Жестокое обращение. Дети очень сильно реагируют на физическое и психологическое насилие, замыкаются в себе. Чаще всего такое асоциальное обращение с ребенком сопровождается полным отсутствием педагогической работы, требует срочного вмешательства извне;
  • Педагогическая запущенность. Некоторые родители перекладывают роль в воспитании и обучении ребенка на будущих воспитателей и учителей. Надеясь на заложенные от природы способности к освоению окружающего мира, не прилагают никаких попыток к обучению и развитию собственных детей. Чаще всего можно услышать, что необходимое кроха усвоит, когда пойдет в садик, школу, где с ним будут заниматься педагоги. Ошибочность суждений иногда формируется и на базе отсутствия общих знаний о подходах к обучению совсем маленьких детей, нежелании понять, каким образом помочь научиться;
  • Билингвизм. Дети, которых с маленького возраста начинают обучать двум и более языкам, не применяя правильных педагогических технологий, проявляют склонность к медленному усвоению необходимых речевых навыков, как следствие перегруженности или сложности в восприятии предложенного материала. Успех билингвистического обучения строится на обычных методах развития речи, что не всегда учитывается родителями;
  • Эмоциональный стресс. Иногда причиной задержки речи может стать событие или их череда, которые вызывают у ребенка испуг, эмоциональное расстройство, подсознательные страхи и т.д. Коррекция скорости развития речи у таких детей должна происходить при помощи специалиста психолога и логопеда. В первую очередь необходимо преодолеть подсознательную блокировку, страхи;
  • Гиперопека. Ряд взрослых, стремящихся помочь во всем своему ребенку, иногда перегибают палку и начинают жить за карапуза. Такое поведение приводит к общему замедлению развития, так как малышу не требуется прилагать усилия для достижения желаемого. Стремление помогать во всем, предсказывать желания и потакать капризам, кроме задержки развития, грозит более сложными психическими отклонениями: формированием неправильной картины мира, отсутствием мотивации в обучении, достижении успеха в жизни;
  • Чрезмерно загруженная информационная среда. Если кроху окружает постоянно загруженная разнообразной информацией среда (телевизор, радио), то постепенно он отучается воспринимать звуки, которые слышит, и фильтровать окружающий его мир. Он отстраняется, замыкается. Для концентрации на определенном действии ему приходится отключать восприятие окружающего мира, тратить лишние силы для качественного занятия.

Биологические причины задержки развития речи

  • Наследственность. Дети в большинстве случаев, при отсутствии других причин, развивают речь, следуя генетически заложенной скорости своих родителей. Если отец или мать заговорили поздно, то высока вероятность, что ребенок будет немного отставать от норм развития. Это не является патологией и не требует вмешательства, помогайте малышу осваивать сложные для него моменты, и когда придет время все нормализуется;
  • Особенности слуха, тугоухость. К сожалению, все больше детей с рождения имеют различные патологии слуха или слухового прохода. Не всегда их можно сразу выявить, поэтому важно внимательно следить за развитием речевых способностей малыша до года, при малейших подозрениях на сниженную реакцию на звуки необходимо обратиться к педиатру;
  • Последствие болезни или травмы в раннем возрасте. Задержки развития речи случаются после перенесенных или врожденных заболеваний в раннем возрасте, которые дают нагрузку или влияют на развитие головного мозга. Решение вопроса о восстановлении необходимых функций лежит в области медицины;
  • Болезнь матери во время беременности. На способность малыша к своевременному освоению родной речи влияют сложные заболевания и простуды, лечение которых проходило с применением лекарственных средств. В большинстве случаев мать предупреждают о возможных последствиях, делают соответствующие записи в выписке малыша;
  • Общее отставание в развитии. Иногда отставанию в развитии речи сопутствуют неврологические заболевания или сложности в освоении других навыков. Тактику работы с такими детьми разрабатывают вместе с педиатрами, психологами и другими специалистами.

Выявить причину отставания важно как можно раньше, чтобы своевременно предпринять необходимые меры или обратиться за помощью к педиатру или логопеду. Внимательное отношение, поддержка в преодолении сложных моментов помогают исправить большую часть проблем.

Что делать, если ребенок молчун: советы и рекомендации к действию

Формирование речи происходит у каждого ребенка индивидуально, зависит от биологических и социальных особенностей.

Всегда помните, что ваш ребенок − особенный, отличается от других внешне, внутренне, скоростью развития и получения навыков. Нельзя, чтобы отличие от установленных показателей, становилось причиной вашей злости, нервозности или негативного отношения к чаду.

Основной рекомендацией для стимуляции речевой функции является постоянный разговор, направленный на ребенка. Вы должны разговаривать не рядом, а непосредственно с ним. С момента рождения говорите с малышом, отвечайте на его агуканье, лепет, улыбки. Подросшему крохе рассказывайте о вещах, которые его окружают, совершаемых действиях, используйте больше наречий и прилагательных. От количества разных слов, услышанных ребенком, зависит скорость развития речи.

Важным для формирования правильного и богатого языка является чтение и обсуждение сюжета, разучивание стихотворных форм и песен. С появлением ребенка в семье следите за собственными словами и предложениями, показывая пример правильного произношения, употребления сложных слов, составления предложений. Не советуют коверкать слова, использовать неправильные формы, сюсюкать. Негативно влияют слова-паразиты и употребление бранных слов. Постарайтесь, чтобы стремясь вам подражать, малыш видел только хороший пример.

Если вам кажется, что ваш кроха отстает в формировании разговорного навыка, то попробуйте применять различные упражнения для стимуляции, сводить его к невропатологу и логопеду.

Использовать упражнения для развития речи рекомендуется всем родителям, которые стремятся обогатить и насытить словарный запас ребенка новыми и красивыми словами.

Упражнения и занятия для развития речи

Что я вижу. Упражнение заключается в стимуляции пассивного словаря, добавлении новых слов. Применяется с 6-ти месяцев. Суть состоит в стремлении рассказать о простых действиях с игрушками, обозначить все происходящее при помощи слов. Взрослый садится недалеко от малыша, начинает играть или заниматься с предметами. При помощи простых предложений рассказывает о своих действиях:

Это большой синий кубик. Я ставлю его на большой красный кубик. Получается башенка. Красивая, большая башенка. Сейчас я ее разрушу. Смотри, башня упала.

Описывая простые действия словами, показывая на предметы, о которых идет речь, устанавливаются связи между выделенными предметами и их обозначением в устной форме. Применение различных прилагательных и наречий дает возможность запоминать разные характеристики для действий.

Что ты делаешь. Суть упражнения заключается в словесной передаче всех действий и ощущений крохи. Применяется с 6-ти месяцев. Взрослый, следуя за своим ребенком, рассказывает ему о действиях и предметах, встречающихся на пути от лица крохи:

Ваня идет по ковру. Ковер мягкий, красный и большой. Ваня видит синюю машинку. Она маленькая, легкая, гладкая.

Не понимаю. Применяется после 1,5 лет, когда ребенок уже знает большое количество слов, но ленится их произносить, употребляя простые заменители или жесты. Суть состоит в намеренном уклонении от понимания просьбы крохи. Если он просит подать какой-то предмет, не используя слова обозначающего его, то взрослый делает вид, что не понимает обращенной к нему просьбы, подает либо не тот предмет или говорит о непонимании. Первой реакцией крохи будет возмущение, но так стимулируется необходимость называть нужные предметы, используя правильные слова. Это упражнение употребляется не только для предметов, но и для действий.

Выбирай. Упражнение направлено на стимуляцию речевой активности, формирование умения совершать обдуманные поступки, мотивацию. Применяется с 1,5 лет. Смысл заключается в предоставлении возможности выбирать среди обозначенного количества вариантов наиболее подходящий. Предложите на выбор одежду на улицу, игрушку для занятия, блюдо для еды. Подумав над вашими словами, малыш будет вынужден сказать, что ему нужно в данный момент;

Давай представим. С 2-х лет хорошо применять для развития речи задания, в которых ребенок должен использовать свою фантазию. Предложите ему мысленно заменять предложенные предметы на другие, играть с ними, опираясь на свой опыт. Пусть мячик будет яблоком, которым вы будете кормить куклу, кубики станут стеной дома. Хорошо предлагать играть в подвижные игры, давая возможность представить себя героем или предметом. Рассказывайте, что вы с ним самолет, который летит на базу, зайчики, прыгающие по лесу и т.д. Стимуляция фантазии даст необходимую мотивацию для развития речи.

Игры с куклами, ролевые занятия. Немалую роль имеет умение крохи вести разговор с другими людьми. Хорошо тренируют этот навык ролевые игры. Используйте любимые игрушки малыша, чтобы начать с ним диалог, задавайте вопросы, на которые он может дать ответ. Использовать это вид упражнений хорошо при обычной игре, занятиях или в дороге.

Пение и танцы. Положительно на формирование правильной речи влияет музыкальное развитие. Дети с удовольствием подпевают знакомые песенки, двигаются под танцевальные мотивы. Постепенно появляется желание не только пропевать отдельные слова или последнюю строчку, но и петь небольшие песенки целиком. Лучшим вариантом будет исполнять композицию вместе с крохой и проговаривать все слова в правильной форме. Если, воспроизводя на память текст, малыш использует неправильные формы слов или путает слоги, поддержите его и пропойте с ним, но отметьте голосом места, где у него есть ошибки.

Зеркало. Для коррекции неправильного произношения используют занятия с зеркалом. Видя свое и ваше отражение, малыш будет веселиться, стремиться повторить наиболее понравившиеся упражнения. Так постепенно рекомендуют приучать к артикуляционной гимнастике, которая помогает исправлять недостатки речи, делать ее чище и понятнее.

Эти простые упражнения позволят вам помочь ребенку в развитии его речевых навыков, обогатить речь и сделать игры интересными и яркими.

Когда стоит начать беспокоиться и обратиться к специалисту?

Есть ряд признаков, на которые нужно обратить внимание маме, чтобы вовремя выявить направления для работы. Среди них самыми распространёнными являются:

  • Отсутствие эмоциональной реакции на жесты и слова взрослых в 4-х месяца;
  • Отсутствие лепета к 8-ми месяцам;
  • К 12-ти месяцам малыш не реагирует на речь;
  • После года не появились первые слова;
  • В 1,5 года нет стремления повторять слова за взрослыми;
  • К 2-м годам не может выполнить простые просьбы;
  • В 2 года нет самостоятельных слов;
  • К 2,5 годам малыш употребляет менее 20-30 слов;
  • Родители замечают трудности в понимании обращенной к ребенку речи;
  • Отсутствие после трех лет внятного разговора, который понимают родители. Употребление только заученных фраз из знакомых мультфильмов или песен;
  • После 4-х лет быстрый разговор с проглатыванием окончаний и целых слогов или слишком медленная слоговая речь говорят о трудностях в освоении навыка;
  • Сложности с сосанием, жеванием, повышенное слюноотделение, не связанное с появлением зубов, постоянно приоткрытый рот.

Если вы заметили у вашего ребенка такие признаки, постарайтесь в ближайшее время обратиться к специалистам!

Первоначально нужно поговорить с педиатром, обозначив проблему, и следовать его рекомендациям. Возможно, вас направят на прием к логопеду или психологу, но могут понадобиться консультации отоларинголога или УЗИ головного мозга. Не стоит бояться этих врачей, они, используя свой опыт, постараются найти и устранить причину отставания в освоении речи. Своевременное лечение – путь к нормализации темпов развития.

Внимательно следите, чтобы речь ребенка развивалась, была насыщенной, отсутствовали дефекты, сложности в воспроизведении собственных мыслей. При отсутствии врожденных патологий самым простым способом помощи будет качественный диалог взрослых с малышом, чтение, развитие любознательности. То, что вы сможете заложить в дошкольном возрасте будет базой для дальнейших достижений и открытий вашего ребенка.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

  • Тревожный диагноз — недоразвитие речи. История мальчика, который долго молчал

    В поликлинике ребенку поставили диагноз «стертая дизартрия» и общее недоразвитие речи 2-го уровня. Оказалось, это один из самых распространенных логопедических вердиктов. Стало ясно, что проблему «перерасти» невозможно, нужна постоянная языковая муштра дома и со специалистом.

    В семье нашли частного педагога, который два раза в неделю делал логомассаж, разминая специальным инструментом атрофированные мышцы языка, проводил всевозможные разминки, ставил звуки. Уже через год индивидуальные занятия дали видимый, а главное слышимый результат.

    К этому времени Саша по очереди попал в логопедическую группу в саду. В таких группах, как правило, в два раза меньше воспитанников, своя специальная дошкольная программа, ежедневные групповые и индивидуальные занятия с логопедом.

    Источник фото: abecedaroditeljstva.com

    Также в формуле успеха обязательная составляющая — постоянная работа дома с родителями.

    За год в спецгруппе Саша из молчуна превратился в неугомонного «почемучку». А еще через год неприятный диагноз был аннулирован и мальчик без проблем пошел в школу.

    Эта реальная история закончилась хорошо. Но всегда ли детям удается “перешагнуть” через задержку речевого развития? И насколько в целом это распространенная проблема?

    На наши вопросы ответила логопед детского ясли-сада № 262 Минска Ольга Новацкая.

    Что может быть причиной задержки речи

    К сожалению, сегодняшние дети начинают говорить значительно позже, чем свои сверстники еще 15-20 лет. Количество детей с задержкой речевого развития и другими речевыми нарушениями неумолимо растет.

    Причин для этого может быть много. Еще до беременности на ребенка накладывает отпечаток наследственность и образ жизни будущих родителей.

    Во внутриутробном периоде негативно сказываются токсикоз, резус-конфликт между матерью и ребенком, стрессы, перенесенные заболевания матери во время беременности.

    Также причинами нарушения речи могут быть родовые травмы: черепно-мозговые травмы, асфиксия, обвитие пуповиной, тяжелые заболевания, перенесенные до года: гнойный отит, менингит, энцефалит.

    Иногда нарушения речи детей могут возникать по вине окружающих: неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности. Либо, с другой стороны, это излишнее «сюсюканье» приводит к тому, что ребенок перестает стремится к совершенствованию собственной речи.

    Современные гаджеты также вносят свою лепту. Дело в том, что формирование и развитие речи происходит только в непосредственном, живом общении, где ребенок не только слушает, но и отвечает, включается в диалог, не только словами, но и мыслями, действиями и чувствами.

    Читайте также: Гаджеты: разрешить нельзя позволить.

    Поэтому есть рекомендация исключать просмотров телевизора/мультиков детям до 2 лет. Несомненно, в современном мире мы не сможем оградить детей от компьютера, планшета или телефона полностью, но прежде всего необходимо помнить об их дозированном и разумном использовании детьми.

    Как правильно общаться с ребенком

    Для родителей важно с самого рождения ребенка — проговаривать все, что происходит вокруг. Все ежедневные ваши ритуалы: купание, кормление, одевание на прогулку и многое другое.

    Все, что ребенок делает, старайтесь обозначить определенным звуком или словом. Ребенок в раннем возрасте как губка, которая впитывает в себя и накапливает весь словарный запас.

    Уделяйте внимание развитию мелкой моторики рук ребенка. Необходимо помнить, что все речевые зоны находятся на кончиках пальцев ребенка. Ежедневные пальчиковые игры, такие как «Сорока-ворона кашу варила», «Ладушки», «Коза рогатая», пальчиковый массаж, лепка, игры с крупами и природным материалом способствуют активизации и развитию речевых центров в коре головного мозге.

    Следующее, на что следует обратить внимание – это развитие фонематического слуха. Фонемы- это слова близкие по звучанию, например: каска-кашка. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для становления правильной речи.

    Источник фото: integratsia.com

    Можно взять различные музыкальные инструменты: бубен, колокольчик, пианино. Ребенок не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.

    То же самое можно проделать с сыпучим материалом. Насыпать в пустые баночки разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по-разному.

    Возможно, игры не сразу дадут положительный результат, но в процессе игр ребенок будет развивать память и мышление, что является основой для развития фонематического слуха

    5 причин, почему ребенок не говорит

    Малыши начинают говорить относительно поздно, когда научились уже не только ходить, но и быстро бегать. А все, что происходит до того, называется доречевым периодом развития. И если каждый из его этапов пройден вовремя, то родителям не о чем беспокоиться. Главное – знать, что характерно для каждой новой ступеньки лестницы, ведущей к освоению речи. Все необходимые данные приведены в таблице ниже.

    Почему ребенок не говорит?

    Причины нарушения развития речи разделяются на социальные (ведущую роль играет обстановка, в которой развивается малыш) и физиологические (связаны со здоровьем).

    К социальным причинам задержки развития речи относится недостаточное внимание к ребенку: он не говорит, потому что ему просто не с кем разговаривать. Окружающая обстановка такова, что речь теряет свою ценность, например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, слышно много посторонних звуков. Ребенок привыкает не вслушиваться в речь, начинает говорить поздно и в основном цитатами из мультфильмов, часто не понимая значения слов. Если мама или папа говорят слишком быстро, то малыш не успевает вычленить отдельные слова и в конце концов перестает пытаться понять взрослого и донести до него свою просьбу. Довольно часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях, кроха просто не знает, на какой язык ориентироваться, осваивает сразу оба, но за больший промежуток времени. А гиперопекающие, сверхвнимательные родители, угадывающие все желания малыша, не формируют у него потребности выражать свои просьбы и эмоции словами, лишая кроху мотивации к освоению речи. Аналогичный результат дают завышенные требования и дидактический стиль. Если члены семьи заставляют малыша переговаривать правильно одни и же слова и фразы, то кроха вообще перестает что-либо произносить.

    К физиологическим причинам задержки развития речи относятся:

    1. Нарушения слуха.
    2. Недоразвитие органов артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
    3. Нарушение зрения.
    4. Стресс – испуг, родительские ссоры, крики.
    5. Поражения головного мозга, возникшие из-за внутриутробных и родовых травм, падения, или тяжелые заболевания в раннем возрасте.

    Заподозрить физиологическую задержку развития речи следует, если в 4 месяца младенец все еще не обращает внимания на звуковые сигналы, не гулит, не улыбается в ответ на обращение мамы, не показывает комплекс оживления (энергичные движения ручками и ножками), а в 9 месяцев не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, а его единственной голосовой реакцией является громкий плач.

    Почему так важно своевременное развитие речи?

    Если не принимать мер, то по мере роста крохи набор отклонений в развитии речи будет увеличиваться:

    • В 1,5–2 года кроха не сможет произнести своего имени, назвать окружающие предметы, выполнить простую команду, например, помахать рукой, подойти к маме, показать на картинке кошку.
    • В 2,5 года ему не удастся составить предложение из двух слов («мама, дай», «пойдем гулять»). Изменится манера поведения малыша, при общении он постарается использовать неречевые средства коммуникации (мимику, жесты).
    • В 3 года задержка речевого развития у ребенка станет особенно заметна со стороны. Даже тогда, когда родители не обращают внимания на проблему, врачи и знакомые не пропустят ее. Малыш будет говорить на своем языке, непонятном даже для мамы, слишком быстро, глотая части слова или, наоборот, в замедленном темпе. У него появятся трудности с пережевыванием пищи (кроха может подавиться даже маленьким кусочком), а также повышенное слюноотделение. У такого ребенка постоянно открыт рот без явных на то причин (насморк).

    Задержка речевого развития: когда идти к врачу?

    Чем раньше начать лечение задержки развития речи, тем больше шансов, что ребенок сумеет нормально учиться в школе. Чтобы докопаться до истинной причины проблемы, могут понадобиться исследования мозга (реоэнцефалография, ультрасонография, компьютерная томография, магнитно-ядерный резонанс), которые помогут определить лечащего врача – невропатолога, отоларинголога, окулиста и др. К 2-летним детям подключается дефектолог. С 3-летнего возраста при необходимости присоединяются психоневролог или ортодонт, а с 4–5 лет – еще и логопед. Не исключена и лекарственная, физио- и анималотерапия.

    Первый способ предполагает назначение препаратов, активно питающих нейроны головного мозга, а также лекарств, стимулирующих речевые зоны коры. Физиотерапия – массаж, магнитотерапия, электрорефлексотерапия – воздействует на зоны головного мозга с целью улучшения кровоснабжения участков, ответственных за дикцию и память.

    Перспективным направлением коррекции речевых навыков считается анималотерапия (от англ. animal – животное): к лечению привлекают братьев наших меньших – лошадей, дельфинов, собак. Особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, рисованию, лепке, аппликации, специальным речевым играм, развитию зрительного и слухового внимания, увеличению объема пассивного словаря, а также созданию условий для активной коммуникации карапуза со сверстниками. Обычно при устранении причин сбоя и грамотно организованном лечении к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции во многом зависит от усилий родителей.

    Совет врача

    Чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям нужно:

    с 0 до 3 месяцев ласково разговаривать с ребенком, петь ему, в положении стоя, склоняясь, ходить вокруг кроватки, чтобы кроха смог следить за локализацией звуков;

    с 3 до 6 месяцев разговаривать с ребенком, вызывая ответные звуки (лепет) и поддерживая радостное состояние, улыбку, смех;

    с 6 до 12 месяцев стимулировать лепет, вступая в диалог, когда кроха лепечет, многократно повторять простые слова «мама», «дай», «киса», учить выполнению движений и действий по слову взрослого: «ладушки», «дай ручку», «до свидания», «дай игрушку»;

    с 12 до 24 месяцев учить названия блюд (каша, котлетка), посуды, мебели, одежды, животных, птиц, частей тела; развивать понимание связей и отношений между предметами («птичка клюет зернышко»); научить выполнять инструкции из 2-3 действий: «пойди туда-то», «возьми то-то», «принеси мне»);

    с 24 до 36 месяцев показывать малышу более сложные предметы, действия, картинки, сопровождая знакомство словесными пояснениями; приучать понимать устную речь без сопровождения наглядными образами, слушать небольшие рассказы и стихотворения; учить говорить предложениями, правильно произносить слова и их окончания; провоцировать высказывания, учить передавать впечатления, называть свойства предметов.

    Этапы развития речи детей от 0 до 5 лет

    Возраст Голосовые реакции и развитие речи

    2 месяца

    Радуясь, младенец издает короткие и однотипные звуки, не имеющие никакого значения, но свидетельствующие о хорошем самочувствии.

    3 месяца

    Начинаются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о»; малыш гулит, «воркует».

    4 месяца

    Звучат рулады гласных звуков: «у-у-а-а-о».

    5 месяцев

    К гласным присоединяются согласные, «слова» становятся длиннее и разнообразнее.

    6 месяцев

    Ведет со взрослыми своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к их речи, пытается имитировать слышимые звуки. Понимает смысл услышанного, может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.

    7 месяцев

    Из потока неразборчивых звуков уже можно выделить отдельные слоги и даже короткие слова.

    8 месяцев

    Учится произносить звуки, имитируя взрослых, как эхо, не всегда понимает значение.

    9 месяцев

    Первые облегченные слова («ма-ма»); повторяет слоги с разнообразными модуляциями голоса.

    10 месяцев

    Вслушивается в речь и подражает ей, появляются новые слоги и слова («на», «ав»). Знает значение слов, ищет глазами маму, игрушку, показывает пальчиком на носик.

    11 месяцев

    Воспроизводит звуки по своему усмотрению. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения.

    12 месяцев

    Ребенок уже знает около 10 слов и может повторить только что услышанное новое. Понимает более 20 слов. У девочек этот период начинается раньше.

    12-18 месяцев

    Слова «мама», «папа», «баба», «дядя», «тетя», «ам-ам» (есть). Звукоподражательные слова: «ав-ав» (собака), «тик-так» (часы), «му-му» (корова) и т. д. Все существительные употреб­ляются в именительном падеже в единственном числе.

    18-20 месяцев

    Пытается связать два слова во фразу («Мама, дай!»), использует исключительно повелительное наклонение глаголов («Иди-иди!», «Дай-дай!»).

    20-22 месяца

    Появляются формы множественного числа (разница между одним предметом и несколькими очень наглядна).

    22-24 месяца

    Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы – 23%, другие части речи – 14%. Союзов нет. Период вопросов «что это?».

    3-й год

    Появляются грамматические формы – падежи, времена. Сначала родительный, затем дательный, творительный и предложный. Слышны многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.

    4-5 лет

    Длинные фразы, настоящие монологи. Период вопросов «почему?».

Добавить комментарий

Закрыть меню