Зависимость ребенка от планшета

Гаджетозависимость у детей. Что делать?

В последнее время тема гаджетозависимости проходит красной строкой практически через каждую консультацию. Наболело!

Несколько лет назад, известный семейный и детский психолог Ирина Мурашова провела «эксперимент» среди своих клиентов, в поликлинике.( из интернета) В эксперименте участвовало 68 подростков, от 11 до 18 лет. Эксперимент состоял в том, чтобы эти подростки отказались на 8 часов о всех гаджетов, телевизора и им было предложено ни с кем не общаться. Они могли рисовать, читать, гулять и т.д. Просьба психолога была отслеживать свои чувства и если ребёнок не мог больше находиться в так называемом одиночестве, то он мог заняться привычным делом, только прежде записать, в какое время он «сошел с дистанции» Сама И.Мурашова очень пожалела о своём эксперименте. Из 68 детей, 8 часов выдержало — Трое!!!!!!!!!!

«Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет» — говорили они. 65 человек признали свою полную зависимость от социальных сетей, Интернета, телефонов и ТВ. Более того, подростки жаловались на приливы жара или озноб, головокружение, тошноту, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове. Почти все испытывали беспокойство вплоть до «панической атаки». У троих возникли суицидальные мысли.

Трое ребят, которые все-таки смогли 8 часов побыть наедине с собой, занимались любимыми делами. Один мальчик, все восемь часов, клеил модель парусника, с перерывом на прогулку с собакой. Другой разбирал свои коллекции насекомых и пересаживал цветы. Никаких страданий они не испытали.

Третья – девочка — писала дневник, правда, литературно описывая свои мучения.

Еще одна настораживающая деталь – когда подростки срывались, они в первую очередь звонили по телефону или начинали писать друзьям в социальных сетях.

И, тогда, родители, вопрос к вам: «Кто приучил наших детей к гаджетам?

Можно сказать, что время другое. И я соглашусь. Тогда, когда вы отбираете эти самые гаджеты, наказывая своих любимых чад, задумайтесь! Вы предложили альтернативу занятости своим детям? Или, к примеру, если ваш ребёнок «съехал» по оценкам и вы, в ответ: » Это всё твой интернет, клади телефон на стол. И пока не исправишь, никаких гаджетов.» А как исправлять то? Они не умеют! Им нужна помощь! Наши дети ещё не готовы ни психически, ни физически, чтобы себя замотивировать на те самые оценки, особенно, если они не понимают в каком-либо предмете. И опять, вопрос к нам, взрослым. Нам нужно их научить организовывать свой досуг. А также, Мы должны сами уметь читать книги. Мы должны с нашими детьми ездить на велосипедах, роликах, играть в лапту. Когда, на консультациях я говорю о том, что за саморегуляцию и волевой компонент отвечают лобные доли, которые, если все в порядке, формируются к двенадцати годам. А пока что он ещё не может сам себя ни замотивировать, ни организовать. То, находятся люди из моего советского детства, которые говорят, что они росли на улице, и ни о каких лобных долях не знали и как-то выросли.

Так мы на улице играли в классики, казаки разбойники, семь камушков, пионер бол, прятки, вышибалы и многие другие игры. Вот именно они-то и развивали наш мозг! Казаки разбойники – пространственное и стратегическое мышление. Прыганье в «резиночки» развивали наши межполушарные связи. Классики, вышибалы, семь камушков – зрительно-моторная координация. А сейчас, спасибо, можно видеть наших детей кое-где играющих в футбол. «Время-то стало другое! Страшное!» — говорят родители. Конечно другое! Сейчас, вы можете отследить своих детей по тем же самым гаджетам. А раньше ключ на шею , в руки палку-копалку и вперёд!

Вопрос к вам, родители, когда суете эти гаджеты в руки, чтобы «не ныл», » не мешал», » дал приготовить поесть», то зачем потом то отбираете? Причитая: «Он совсем ничего не хочет, кроме своего компьютерного мира!» Так там действительно, целый мир! Там можно стать великим воином, умирать по сто раз на дню и, как говорят мои маленькие клиенты «хилиться» (это воскрешаться на их сленге), там можно общаться и т.д. Дорогие родители — гаджеты – это то, что прочно вошло в нашу жизнь. И даже мы с вами, «гаджетозависимы». Все живут в своих телефонах, компьютерах, ноутбуках и т.д. Хочется закончить одной притчей:

«Один человек решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей десяток. Так этот человек добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким: самого себя» Так давайте же начнем каждый с самого себя!

Убирайте все телефоны и компьютеры, приходя домой. Садитесь с детьми, хотя бы на час, за настольные игры. Пеките с ними пироги. Читайте вместе книги и обсуждайте их вместе. Читайте сами книги! Пишу эти строки, а самой, как подтверждение моим словам, от коллективного бессознательного, прилетает смс от младшего сына, которому сейчас восемнадцать и он заканчивает одиннадцатый класс: » Ма, кинь мне денег. Поспособствуйте моему развитию . Вы вроде бы оцените такое»)))). И фото книги, которую он хочет купить: Зигмунд Фрейд «Психология масс и анализ человеческого Я» (заметьте, не на компьютерный клуб). Ну как на такое не перевести? Тем паче, что сама то ещё не читала именно этой книги. В нашей семье читают все и постоянно. А всего лишь пять лет назад именно этот сын мечтал стать геймером, проживая каждый день компьютерную жизнь. Мы не кричали, не крутили у виска, а находились рядом, уделяя своё внимание и показывая личный пример. Он отыграл своё и «перешёл на новый уровень». Всему должна быть МЕРА!

Не сопротивляясь, а показывая пример своим детям, мягко показывая все грани жизни, знакомя их с самим собой, мы им » не дадим шанса» не вырасти личностью!

Возвращение в реальность: как побороть детскую зависимость от смартфона

Хотят того мамы или нет, но ваш ребенок будет расти в информационном мире, в окружении «продвинутых» сверстников. И цифровые гаджеты станут частью его жизни. И тут, со стороны родителей, важно успеть предпринять меры, чтобы необходимость в использовании цифровых технологий не переросла в зависимость.

Британские и польские ученые призывают контролировать время, которое ребенок проводит за общением с новыми технологиями, поскольку те негативно влияют на развитие социальных и физических навыков у детей, начиная с самого младшего возраста. Как отучить реебнка от гаджетов, если возникла зависимость, — читайте дальше.

Мамам следует принять это во внимание, поскольку все более частым явлением становятся требующие терапии случаи компульсивного поведения, вызванного тем, что дети с рождения пользуются электронными устройствами и интернетом.
Кроме того, нередко стали появляться случаи развития зависимости от гаджетов.

Что касается злоупотребления смартфоном и социальными сетями, тут существует целый спектр причин.

Как побороть зависимость у детей от смартфона и социальных сетей

  1. Следите, чтобы в жизни ребенка было больше живого общения. Для этой цели вы можете предложить пойти вместе на выставку, прогуляться, или позвать друзей ребенка на чаепитие.
  2. Ребенок не должен проводить в социальных сетях больше двух часов в день.
  3. Не позволяйте своему чаду сидеть со смартфоном в руках на семейных мероприятиях и во время приема пищи.
  4. Спланируйте график ребенка так, чтобы на интернет оставалось как можно меньше времени. Отдайте его в спортивную секцию, в музыкальную школу, на курсы языков. Чем больше ваше ваш птенец увлечется каким-нибудь полезным хобби, тем меньше ему захочется тратить время впустую с телефоном в руке.
  5. Попытайтесь ненавязчиво узнать причину, почему виртуальный мир ему интересней реального, возможно, у ребенка проблемы в общении со сверстниками, или ему не хватает новых эмоций. В таком случае, следует больше времени уделять семье, планировать совместный отдых и делать себе небольшие праздники, главное – как можно больше живого общения.
  6. Отправляясь в отпуск, не ищите жилье с Wi-Fi. Лучше захватите для малыша парочку полезных книг.
  7. Просите, чтобы ребенок вместо отправки SMS перезванивал вам.
  8. Проявляйте искренний интерес к увлечениям ребенка. Часто социальные сети дают ребенку возможность почувствовать, что у него много единомышленников и поэтому он прячется там от окружающих, которые, возможно, не так благосклонно настроены к его хобби.
  9. Попытайтесь узнать, чем интересуется ваше чадо, чтобы говорить с ним на одном языке.
  10. Родителям стоит также обзавестись своим хобби, и это должно быть нечто отличное от отдыха перед телевизором, что в принципе тоже можно приравнять к побегу от реальности. Вам следует на собственном примере показать, как можно продуктивно проводить время без использования современных гаджетов.
  11. Родителям следует использовать телефон только по назначению: никаких игр при ребенке и бесконечной переписки по работе.
  12. Не давайте малышу гаджет перед сном, ведь это может стать причиной нарушения концентрации внимания, привести к бессоннице, и, как следствие, к хронической усталости, раздражительности и детской депрессии.
  13. Устраивайте совместный отдых без телефонов. Раз в неделю, отправляясь на прогулку с семьей, оставляйте все телефоны дома.

Мамам нужно учесть, что тотальные запреты на игры и цифровой контент − бесполезны и не продуктивны, поэтому не стоит избирать подобный метод, чтобы побороть детскую зависимость от гаджетов.

Стоит отметить, что мобильный телефон является своего рода критерием эффективности всех родительских усилий и если ребенку достаточно внимания и поддержки со стороны родителей, у него не будет необходимости использовать телефон для борьбы с одиночеством.

Читай также: 10 аргументов, почему гаджеты нужно запретить для детей в возрасте до 12 лет

Читай также: Гаджеты для путешествий с детьми

Читай также: Ребенок и компьютер: когда не рано начинать

Дети, привыкшие, или уже находящиеся в зависимости от гаджетов часто говорят о том, что им больно читать. Я стала разбираться с этой проблемой и вот что выяснила. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц.

Первая проблема, которую будет решать уже специалист — это трудности удерживать статический объект глазами. Ребёнку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх.

Вторая проблема динамического характера возникает в результате зрительного стресса. Это нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Данный двигательный навык глазных мышц формируется на базовом умении управлять своим телом. Хаотичное движение объектов, что используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию саккадических движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.

Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд.

Третья проблема – дыхание, а именно, нарушение ритма дыхания. Если бы взрослые понаблюдали за ребёнком во время игры на планшете, то без труда бы увидели, что ребёнок настолько увлечен, что даже забывает дышать. Затаив дыхание, он ждёт разрешения взять гаджет. А в процессе игры настолько увлечен и поглощен игрой, что забывает дышать, что, безусловно, вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга.

Какие проблемы наблюдаются у детей с зависимостью от гаджетов?

  1. Когда ребёнок поднимает глаза, т.е. «достаёт» их из своего цветного феерически нереального мира, что предоставляет ему гаджет, он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём, потому что …
  2. Реальность нас окружающая, не столь яркая и уж совсем не эстетично организована – обычная серость и убогость бытия, грязь и бардак – «глаза бы мои это не видели» — и снова хочется погрузиться в красоту нереально красивого мира!
  3. В реальном мире редкие объекты находятся в постоянном движении, а зрительный центр мозга уже натренирован видеть и фокусироваться только на том, что движется, а что не движется мозг просто даже не распознаёт как объект или с низким уровнем резкости, что доставляет дискомфорт и неприятные ощущения, часто даже болевые.
  4. Ребёнок утратил заложенную в нем способность самому следить за происходящим. Чтобы самому следить за происходящим в реальном мире, надо уметь управлять своим телом, уметь воспринимать информацию и взаимодействовать с реальными объектами, которые действуют автономно от тебя.

Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка? Очень просто! Да, это просто, главное знать, на что стоит обратить внимание, и вот мои вам ориентиры, по которым даже обычные родители могут сами установить (диагностировать), что ребёнок уже находится в зависимости от гаджетов:

  1. Желание пользоваться гаджетом более 30 минут в день
  2. Резко портится настроение, когда заканчивается время, выделенное на пользование гаджетом
  3. Резко улучшается настроение, когда разрешили взять гаджет
  4. Ребёнок торгуется за право взять гаджет, капризничает, клянчит разрешение взять гаджет
  5. После пользования гаджетом никак не может переключиться на новый вид деятельности, как бы застревает в прошлой деятельности
  6. После пользования гаджетом проявляет раздражительность, агрессивность в общении

Как понять, что детской психике причинен ущерб? Опять же очень просто! Да, это действительно просто, и вот мои вам ориентиры, по которым даже обычные родители могут сами установить (диагностировать) уровень ущерба. Итак, первый ориентир – это приоткрытый рот, что говорит о нарушении самоконтроля за поведением тела, по причине слабости нервной системы. И второй показатель, который стоит рассматривать как более тяжелое нарушение психики – это высунутый язык во время совершения действия. Например, когда ребёнок жмёт на кнопки своего планшета, когда пишет или, когда рисует или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка из-за зубов, однозначно показывает, что психике ребёнка, подростка нанесён значительный ущерб.

Выше описанные дефекты уже требуют если не лечения, то длительной специализированной терапии и абсолютный запрет на использование гаджетов как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе.

ВАЖНО ЗНАТЬ ВСЕМ.

  • Для детей дошкольного возраста рекомендуется полный запрет на электронные гаджеты.
  • Исследования показывают, что дети до 10 лет особенно восприимчивы к новым технологиям и практически становятся зависимыми от них.
  • Исследователи настаивают, что детям нельзя разрешать пользоваться планшетами больше получаса в день, а смартфонами – дольше 2-х часов в сутки.
  • Для 10-14-летних детей использование ПК допускается только для выполнения школьных заданий.
  • Учёные утверждают, что только по достижении ребёнком 14 лет можно снимать ограничения на использование IT технологий.
  • Обучение должно быть без IT, потому что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность. Для образовательного процесса лучше, если компьютеры используются как можно меньше, потому что технологии только отвлекают, когда нужны грамотность и проявить способность критически мыслить.

P.S. Дети должны уметь играть с детьми и уметь задавать вопросы взрослым. Дети, которые часы на пролёт увлечены своими гаджетами, не умеют ни первого, ни второго. Нас уже накрыла интеллектуальная катастрофа.

Татьяна Гогуадзе – Почётный Педагог России, учитель-дефектолог, специалист по дислексии и дислексикам.

Ситуация №1: подросток все свободное время проводит с планшетом

«Мои друзья не знают, что делать с ребенком — все свободное от школы время он проводит за планшетом, сидя в соцсетях. На все их предложения пойти куда-то с одноклассниками, друзьями, даже просто прогуляться, он отвечает: «Мне это неинтересно». Забирать планшет — действовало как временная мера, но в целом ситуация не меняется». Мария, 32 года.

Различают психологические и физические симптомы интернет-зависимости.

Психологические симптомы

  • эйфория за компьютером;
  • увеличение количества времени за компьютером;
  • пренебрежение семьей, друзьями;
  • проблемы с учебой, отказ делать уроки;
  • сильное раздражение при просьбе выключить компьютер, игнорирование такой просьбы;
  • ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютерного мира.

Физические симптомы

  • сухость в глазах;
  • головные боли и боли в спине;
  • пропуск приемов пищи, нерегулярное питание;
  • пренебрежение гигиеной;
  • расстройство сна, изменение режима сна.

Подросток может начать страдать компьютерной зависимостью, если ему не с кем обсудить проблемы, у него нет друзей, а родители полноценно не общаются с ним (присутствие всех членов семьи в одном помещении не всегда означает их общение, сопричастность друг другу).

К сожалению, проблему интернет-зависимости своего ребенка родители осознают иногда очень поздно, ведь с виду все вполне прилично: сын или дочь не шляется по улицам, сидит дома, ну а компьютер — это часть современной жизни. Родителям удобно: ребенок не мешает, можно заниматься своими делами. Такой образ жизни постепенно приводит семью к отдалению друг от друга и уходу подростка в альтернативную реальность.

Решение проблемы:

  • Предложите своему ребенку поиграть в игру «день тишины» — отключите в субботу или воскресение все сотовые телефоны и посвятите это время общению друг с другом. Постарайтесь сделать так, чтобы день прошел интересно для ребенка и ему захотелось и в следующие выходные устроить «день тишины».
  • Придумайте семейную традицию, например, «вечернее чаепитие». Пусть это будет особое время, когда можно говорить друг с другом по душам.
  • Старайтесь быть для своего сына или дочери не только заботливым и строгим родителем, но и добрым другом.
  • Запишите ребенка в спортивную секцию или клуб.

Чего не следует делать:

Не запрещайте ребенку приближаться к компьютеру под угрозой наказания. Подобные меры, как правило, дают обратный эффект. Вы же не хотите, чтобы он пропадал неизвестно где в поисках заветного выхода в интернет.

Если подросток проводит у компьютера большую часть суток, забросил учебу, стал агрессивным и раздражительным, не реагирует на замечания и не идет с вами на контакт — обратитесь за помощью к психологу.

Ситуация № 2: школьник не делает уроки

«8-летний сын моих друзей как-то после школы сказал: «У меня есть только один настоящий друг и пять ненастоящих. Я сегодня специально не взял с собой телефон, так ненастоящие не стали со мной даже разговаривать». Но в то же время ребенок признался, что без телефона ему было очень дискомфортно, он нервничал. А дома он постоянно играет либо что-то смотрит в смартфоне причем в ущерб урокам. Помогает только одно — отбирать, но в этом случае мальчик становится нервозным и обижается, что его ущемляют в правах». Анна, 36 лет.

Причины телефонной зависимости (номофобии) сходны с компьютерной, поскольку современный телефон — это тот же компьютер.

Признаки номофобии

Специалисты считают, можно говорить о болезненной зависимости от сотового телефона, если:

  • ребенок не может хотя бы на короткое время отключить его или расстаться с ним даже на минуту;
  • проявляет постоянное беспокойство по поводу того, что батарейка может разрядиться;
  • непрестанно проверяет SMS-сообщения, электронную почту;
  • часто просит пополнить счет своего мобильника.

Мобильный телефон является своего рода диагностическим критерием эффективности всех родительских усилий. Если ребенок достаточно общается с родителями, а они всегда охотно и внимательно его выслушивают и поддерживают, у него не будет необходимости использовать телефон для борьбы с одиночеством. Ну а если он одинок, на помощь всегда готов прийти телефон с интернет-общением.

Зависимость от электронных устройств специалисты в области психологии считают гормональной.

Гэри Смолл Нейропсихолог

Дофамин — гормон удовольствия — выделяется, как только человек получает очередную порцию новой информации. Мы постоянно сканируем пространство в поисках чего-то, на что можно отвлечься: СМС, сообщение в соцсети, телефонный звонок. Дофаминовые рецепторы возбуждены — мы находимся в состоянии перманентного предвкушения чего-то новенького и, как нам кажется, более интересного, чем то, чем мы сейчас должны заниматься.

Люди думают, что устройства позволяют им больше успевать, но все время отвлекаясь и делая несколько дел одновременно, человек не может сосредоточиться на главном и допускает обидные ошибки в простых вещах. Социологи даже изобрели термин — «поколение рассредоточенных людей».

За подготовку материала благодарим нашего эксперта:

Татьяна Климина,
практикующий психолог

Добавить комментарий

Закрыть меню